Дети всех поколений в чём-то похожи и в чём-то кардинально отличаются друг от друга. Безусловно, есть свои отличия и у современных детей и подростков, появившихся на этот свет с начала 2000-х годов. Чем же они отличаются от своих предшественников? Какие преимущества и недостатки есть у них по сравнению с представителями предыдущих поколений?
Они родились в эпоху информационного взрыва
Конечно, в каждом поколении все дети разные, и каждый ребёнок имеет какие-то свои индивидуальные особенности, предпочтения и увлечения. Но общие тенденции, свойственные большинству представителей очередной партии детей, всегда имеются.
Что же, прежде всего, отличает нынешнее детско-юношеское поколение? Не нужно быть магистром философии или дипломированным социальным психологом, чтобы отметить основные характеристики, отличающие современных детей от представителей предыдущих поколений. Очевидно, что, если они родились в эпоху информационного взрыва и расцвета всевозможных прогрессивных (и не очень прогрессивных) цифровых технологий, то это и определяет их основные отличия от предшественников 30-40-летней давности.
От технических гениев предыдущих поколений им запросто так достались многочисленные достижения современной цивилизации (мобильные телефоны, смартфоны, айфоны, айподы, планшеты, Интернет, mp3-плееры и т.д.), и они прекрасно разбираются во всём этом цифровом богатстве, поскольку окружены им с самого раннего детства.
Уже в 3 года (если не раньше) они начинают пользоваться мобильными телефонами и смартфонами, а к 5-7 годами осваивают планшеты и компьютеры, в то время как их дедушки и бабушки порой даже не знают, как ко всему этому подступиться. К подростковому возрасту они иногда опережают по степени владения всем этим и своих родителей.
Современных детей называют первым цифровым поколением, но на самом деле это не совсем так. Они родились в мире, где уже есть все эти прогрессивные устройства, и получили свои смартфоны и планшеты в подарок от родителей или каких-либо родственников. Порой им очень сложно представить, что когда-то существовал мир, в котором не было всего этого. Но не они совершили технологическую революцию и изменили эту цивилизацию, сделав ее цифровой. Это сделали представители других поколений. Поэтому современные дети – это точно не первое цифровое поколение.
Смогут ли они, столь сильно ориентированные на цифровую реальность и материальные ценности, еще сильнее изменить нашу цивилизацию в этом плане? Это покажет время, но, видимо, в будущем каких-то инновационных достижений от нынешних детей нужно ждать именно в сфере технологических бизнес-прорывов, а не в сфере, скажем, музыки и литературы (хотя, конечно, всё возможно, но по-настоящему увлеченных музыкой и литературой современных детей в сотни раз меньше, чем среди тех, чье детство пришлось на 1970-1980-е годы).
Какое влияние оказывает на современных детей мир информационного изобилия?
Обилие всевозможных цифровых устройств и отличные, «врожденные» навыки владения ими – это, конечно, не главное, что отличает современных детей. Гораздо большее влияние на них оказывает мир информационного изобилия, в который они попадают практически с младенчества.
Наверное, это первое поколение, растущее в мире переизбытка любой информации, «лайков» и тотального авторитета социальных сетей. Такого количества быстро и легко доступной информации не было еще ни у одного поколения детей в современной истории.
Но делает ли это тех, кто появился на свет в ХХI веке, умнее детей 30-40-летней давности? Конечно же, нет, поскольку творческое воображение (которого так часто лишены современные дети) и креативное мышление гораздо важнее любого знания.
Парадоксально, но нынешний мир информационного изобилия, который вроде бы должен повышать интеллект представителей подрастающего поколения, зачастую оказывает совершенно противоположный эффект. Вместо того, чтобы читать умные и интересные книжки, которых сейчас так много в бесплатном доступе в Интернете, они (конечно, не все) гораздо больше интересуются количеством набранных «лайков» и глупыми приколами в соцсетях.
Недостаток чтения правильных детско-юношеских книг – это, наверное, главная проблема первого «соцсетевого» поколения. Когда-то нашу страну (вернее, СССР) называли самой читающей в мире. Сейчас, видимо, нужен совершенно противоположный термин. Благодаря современной молодежи, в ближайшие годы Россия имеет все шансы превратиться в самую не читающую страну в мире.
Творческое воображение, интеллектуальное мышление, художественный вкус, интуитивная грамотность, знание мировой культуры не по цитатам из «Википедии» - всё это дает чтение умных книжек, и всего этого оказываются лишены многие представители нынешнего детско-юношеского поколения. Иногда становится страшно за мир, который может ждать нас в ближайшие десятилетия, если основные функции в нём будут выполнять те, кто воспитывался на соцсетях, плохо знаком с мировой культурой, историей, литературой, и абсолютно не умеет мыслить самостоятельно.
Из-за переизбытка всевозможной информации современным детям также порой очень сложно концентрироваться на каком-то одном предмете. Впрочем, это проблема не только детей, но и практически всех наших современников.
«Выпускники» Интернета нуждаются в интерактивном воспитании
Конечно, цифровые технологии дают современным детям много преимуществ перед своими предшественниками 30-40-летней давности. Благодаря Интернету, они могут легко знакомиться с людьми из самых разных стран мира, виртуально путешествовать по планете и находить себе единомышленников на другом конце света.
Они гораздо меньше смотрят телевизор (а наиболее продвинутые подростки вообще в него не заглядывают), поэтому государственной пропаганде несколько сложнее до них достучаться. Кроме того, Интернет формирует у современных детей интерактивное мышление. Они всегда могут проверить в поисковых системах правдивость слов своих родителей, учителей и государственных деятелей. Если им покажется, что родители в чём-то неправы, они всегда смогут доказать это, и привести соответствующие аргументы, процитировав что-то на эту тему из Интернета.
Поэтому, прежде чем что-либо внушить своему ребёнку, проверьте правильность своих убеждений в поисковых системах. Кроме того, обязательно спрашивайте своих детей, что они думают о том, что происходит в их семье, в стране, в мире и т.д. Современные «выпускники» Интернета нуждаются в интерактивном воспитании.
А как у них со здоровьем?
Ослабленное здоровье – это ещё одна серьезная проблема современных детей. Несмотря на то, что сейчас есть все возможности и условия для создания великого здоровья и огромное количество информации на эту тему, современные дети в большинстве своём болеют гораздо чаще своих предшественников 30-40-летней давности.
Основная причина этого – малоподвижный образ жизни, который провоцируют современные технологии и чрезмерное увлечение Интернетом, а также плохая экология в крупных городах и некачественное фаст-фудное питание. Многие современные подростки имеют вполне приличный рост (очень часто они выше своих родителей), но, при этом, у них искривленный позвоночник, плохое зрение, слабое сердце и недостаточное количество мышечной массы. Всё это результаты «компьютерного» образа жизни и «сидячей» школьной системы.
Впрочем, не всё так плохо. Мода на здоровый образ жизни у современных подростков с каждым годом становится всё более актуальной. Такое молодежное движение, как «воркаут», показывает, что нынешние подростки тоже неравнодушны к физическим упражнениям. Но в целом, они двигаются, конечно, меньше детей предыдущих эпох.
Что это означает для родителей
Естественно, при воспитании современных детей нужно учитывать основные общие проблемы этого поколения (недостаток движения и чтения), а также условия, которые формируют их образ мыслей (информационное изобилие, «соцсетевое» мышление и т.д.). Конечно, у каждого ребёнка есть и ещё какие-то свои индивидуальные проблемы, но для начала нужно избавиться от общих недостатков.
С раннего детства приучайте своих детей к здоровому образу жизни и различным видам физической активности. Это очень важно для поколения, многие представители которого проводят большую часть своего детско-юношеского периода в сидячем положении и питаются непонятно чем.
Любовь к чтению – ещё один необычайно важный навык, которому вы можете научить своих детей. Если ваш ребёнок будет «поглощать» правильные книжки в нужном количестве, то это будет резко выделять его на фоне малограмотных сверстников, проводящих свой досуг в глуповатых социальных сетях.
Кроме того, желательно доказать ребёнку, что в современном мире, перенасыщенном всевозможной информацией, владение каким-либо знанием уже не играет особой роли. Гораздо важнее иметь хорошее творческое воображение и креативное мышление.
Это главный источник конкурентного преимущества в мире, где доступна практически любая информация. Если вы научите своего ребёнка мыслить по-настоящему творчески и креативно, то это будет важнее всех его положительных оценок в школе вместе взятых.
Если вы поможете ему избавиться от главных проблем современного поколения и минусов информационного общества, то есть большие шансы, что он превзойдет все ваши жизненные успехи, поскольку возможностей для развития и самосовершенствования сейчас гораздо больше, чем раньше.
А это всегда останется неизменным
Какие бы невероятные достижения прогресса не формировали ментальность и индивидуальные особенности этого и следующего поколения, есть вещи, которые у детёнышей человеческого рода останутся неизменными и через тысячу лет (если только человечество к тому времени будет существовать).
Во все времена дети до определенного возраста копируют поведение своих родителей. Это делали дети в доисторические времена, это делают современные дети, это будут делать дети и в 30-м веке. Поэтому очень важно подавать ребёнку правильный, позитивный пример. Иначе потом не удивляйтесь его неадекватному поведению.
Кроме того, не нужно забывать, что с точки зрения физиологии мы по-прежнему находимся в каменном веке, и, как и тысячу лет назад, наш организм нуждается в движении и физических нагрузках. Поэтому очень важно научить своего ребёнка получать удовольствие от физической активности, без которой он не сможет прожить долгую, полноценную, здоровую и счастливую жизнь.