Подросткам свойственно дистанцироваться от мира взрослых и создавать свою собственную культуру с особым набором поведенческих, языковых и внешних символов. Что делать, если ваш ребёнок стал последователем какой-то молодёжной субкультуры? Как реагировать на его субкультурные проявления?
Нечто меньшевистское, предназначенное для избранного круга посвящённых
Cубкультуры бывают самыми разными, не только молодёжными. Любая группа людей, стиль поведения и образ жизни которой отличаются от общепринятых стандартов, может с гордостью называть себя субкультурой (а иногда, в случае явного противопоставления доминирующим в обществе ценностям и контркультурой).
Субкультура всегда подразумевает нечто меньшевистское, предназначенное для избранного круга посвящённых. Именно в этом и заключается весь её смысл. Всё, что со временем становится массовым явлением, автоматически перестаёт быть субкультурой. Естественно, наиболее склонны к тем или иным субкультурным проявлениям подростки, которым хочется всячески дистанцироваться от мира взрослых, выделиться на фоне сверстников, обратить на себя внимание представителей противоположного пола, создать своё тайное сообщество и т.д.
Именно поэтому молодёжных субкультур гораздо больше, чем каких-либо других. У тех, кто успел обзавестись семьёй, детьми и работой, как правило, просто нет времени и сил для подобных увлечений и «внешнего» бунта (хотя, среди представителей байкерской субкультуры очень много людей старше 30 лет, которым не хватает ярких ощущений в жизни).
Нужно заранее подготовиться к возможным субкультурным проявлениям подростка
В любом случае, следует заранее подготовиться к возможным субкультурным проявлениям своего подростка, чтобы это не стало для вас впоследствии неприятной неожиданностью. Хотя, у нынешних родителей должно быть гораздо меньше поводов для беспокойства в этом плане, чем у их предшественников 20-30 летней давности.
Дело в том, что современная молодежь не так активна в субкультурном самовыражении, как подростки предыдущих поколений. По крайней мере, на улицах крупных российских городов сейчас уже не встретишь как в 1980-1990-х или в начале 2000-х годов такого пёстрого разнообразия всевозможных молодёжных группировок (популярная в начале 2000-х субкультура эмо просуществовала недолго и исчезла, похоже, навсегда).
Связано это, конечно же, с развитием цифровых технологий. Современные подростки предпочитают самовыражаться, тусоваться и искать единомышленников в социальных сетях, а не в реальном мире. Именно поэтому искать необычные молодёжные проявления сейчас нужно, скорее, в Интернете, чем на городских площадях.
Ещё не перевелись на земле русской хипстеры и трейсеры
Впрочем, говорить о преждевременной кончине «внешних» молодёжных субкультур пока рано. Ещё не перевелись на земле русской хипстеры (современные стиляги), трейсеры (поклонники паркура, искусства преодоления препятствий в городских условиях), руферы (любители полазить по крышам), представители воркаута (уличного спорта), граффитчики, скинхэды, антифа (антифашисты), футбольные и хоккейные фанаты, а также радикальные политические субкультуры с молодёжным акцентом (национально-освободительное движение, нацболы и т.д.).
Несмотря на такое многообразие, приходится констатировать, что ни у одной современной детско-юношеской группировки нет такой сильной и способной по-настоящему воздействовать на мир идеологии, какая была в своё время у хиппи.
Как правило, все современные молодежные течения сосредоточены либо вокруг популярных музыкальных стилей и уличного искусства, либо вокруг спорта и каких-то радикальных националистических организаций. Все они слишком поверхностны и не предлагают никаких ценных идей по преобразованию и улучшению этого мира (как это в своё время делали «дети цветов»).
Если ваш подросток стал странно одеваться и выражаться
Если вы заметили, что ваш подросток стал как-то странно одеваться и выражаться, то лучше, конечно, не гадать, а подробно расспросить его о том, с чем это связано, как называется данный стиль, и чем он так его привлёк. Если подросток по-настоящему вам доверяет и советуется с вами по всем вопросам, то вряд ли он будет скрывать от вас какую-то информацию о своих увлечениях.
Для того, чтобы вызвать своего «малыша» на откровенность, расскажите ему о том, как вы в своё время «хипповали» в его возрасте (наверняка, найдётся что поведать на эту тему), и тоже увлекались чем-то субкультурным. После такого подробного семейного экскурса в историю, вряд ли он будет отмалчиваться, и сообщит вам всё, что вы хотели знать о современных молодёжных движениях (в том числе, и о том, последователем которого он стал).
Как это использовать для развития подростка
Вряд ли нужно запрещать подростку увлекаться чем-то подобным. Вспомните себя в его возрасте. Разве действовали на вас родительские запреты, угрозы и наставления относительно того, как нужно одеваться, с кем общаться, какую музыку слушать, какие книги читать и т.д.?
Если вы ответите на его субкультурные выкрутасы жёсткими санкциями и политикой тотальных запретов, то он просто перестанет делиться с вами чем-то сокровенным, и вы ничего не узнаете о его новых знакомых и ценностях, которые они исповедуют.
Вместо того, чтобы осуждать и запрещать, лучше попробуйте понять, почему та или иная субкультура так увлекла вашего подростка, есть ли в этом какие-то закономерности. Постарайтесь как можно больше узнать о его увлечении из самых разных источников, и подумайте над тем, можно ли извлечь из этого какую-то пользу для его интеллектуального развития и расширения кругозора.
Если ему нравится какой-то музыкальный стиль, ставший основой для молодёжной субкультуры, послушайте вместе с ним его любимые группы, а потом познакомьте с композициями музыкантов предыдущих поколений и предложите найти связь между их творчеством и стилистикой (не секрет, что многие современные музыканты развивают традиции своих предшественников 30-40 летней давности и зачастую напрямую заимствуют их стилистику). Это значительно расширит его музыкальный кругозор, и будет гораздо лучше способствовать развитию музыкального вкуса, чем увлечение исключительно новомодными группами.
Очень полезно рассказать подростку и о популярных молодёжных субкультурах прошлых лет (о хиппи, панках, металлистах, готах, рейверах и т.д.), об их идеологии, стиле, образе жизни и слэнге. Предложите ему сравнить их с нынешними модными детско-юношескими течениями. Наверняка, подросток откроет для себя в этих «лекциях» много нового и интересного, и, возможно, даже идеология хиппи покажется ему более серьёзной, сильной и значимой, чем мировоззрение современных хипстеров.
Пусть подумает над тем, почему разнообразные субкультуры получают такой резонанс в молодёжной среде, что способствует их распространению, почему многие из них со временем бесследно исчезают, и как мир бизнеса извлекает выгоду из каждого популярного молодёжного течения. Это будет гораздо лучше способствовать его интеллектуальному развитию, чем автоматическое следование каким-то модным тенденциями.
Очень важно также вовремя дать понять ребёнку, что не следует слишком сильно увлекаться какими-то внешними элементами субкультуры. Нацепить на себя разнообразные модные штучки и каким-либо образом украсить своё тело может каждый, а вот выделиться за счёт ума, таланта, оригинального, креативного мышления или неординарных физических данных – лишь единицы.
Это касается любой молодёжной моды. Ненавязчиво объясните ребёнку, что не нужно делать слишком сильный акцент на каких-то внешних субкультурных проявлениях, что гораздо полезнее заниматься внутренним саморазвитием и самообразованием, чем самовыражаться с помощью модных штанов и причёсок. Пусть берёт от молодёжных субкультур самое ценное, что в них есть, и не обращает особого внимания на какие-то малозначимые внешние факторы.
Направьте его хипстерство в «правильное» русло
Поддерживайте своего подростка во всех позитивных субкультурных начинаниях, и старайтесь направить их в «правильное» русло. Например, если он решил стать хипстером (сейчас под этим термином, который появился ещё в 1930-1940-х годах, подразумевают обеспеченную городскую молодёжь, увлечённую современным альтернативным искусством и всем модным и актуальным), расскажите ему о том, какие были первые хипстеры, и чем они отличаются от нынешних. Наверняка, он сильно удивится, когда узнает, что родоначальники этого стиля совсем не уделяли такого повышенного внимания внешнему виду, как современные хипстеры.
Увлечение альтернативной музыкой, арт-хаусным кино и контркультурной литературой, присущее современной культуре хипстеров, безусловно, пойдёт на пользу вашему подростку. Предложите ему рассказывать вам обо всех актуальных новинках в этой сфере, а вы знакомьте его с классическими образцами рок-музыки, интеллектуального кино и немассовой литературы, чтобы восполнить пробелы в его «альтернативном» образовании (очень часто современные хипстеры в погоне за модными новинками совершенно забывают о том, что создавалось в сфере контркультурного искусства 30-50 лет назад).
Если он сильно увлечётся «искусством не для всех», предложите ему попробовать свои силы в каком-то из его направлений. Кто знает, может быть, он перейдёт от хипстерства к собственным произведениям в области музыки, литературы и современного искусства. Это будет гораздо круче, чем растить бороду, носить клетчатые рубашки (основные внешние признаки современных хипстеров-юношей) и слушать модные новинки только для того, чтобы было, что обсудить в узком кругу «знатоков».
Это касается и других позитивных субкультурных занятий. Если он увлечётся паркуром, объясните ему, насколько важно иметь хорошую физическую форму, заниматься лёгкой атлетикой и силовыми упражнениями, а также правильно питаться и вести здоровый образ жизни, чтобы добиться успеха на этом поприще и стать примерным трейсером. Займитесь с ним пробежками в парке и упражнениями на турниках и брусьях – это явно поможет ему лучше «паркуриться».
Возможно, это увлечение, так же, как и воркаут (уличная физкультура), станет для него основой здорового образа жизни на долгие годы (хотя, в случае с паркуром подростку не мешает прочитать «лекцию» о технике безопасности, поскольку это весьма травмоопасное увлечение).
В любом случае, не запрещайте, не осуждайте, а поддерживайте правильные субкультурные увлечения вашего «малыша», и думайте над тем, каким образом их можно использовать для развития и становления его личности, или для приобретения им каких-то важных жизненных навыков.
Если вам не хватает специфических знаний – обратитесь к поисковым системам. В Интернете сейчас можно легко найти всю нужную информацию об актуальных молодёжных субкультурах.
А что делать с негативными субкультурными увлечениями?
Совсем другое дело, если ваш подросток увлечётся чем-то радикальным или экстремально-нацистским (например, станет скинхэдом, нацболом и т.д.) Подобные увлечения, основанные на ненависти к другим народам и агрессивных акциях, конечно, поддерживать не нужно. Но и запреты тут вряд ли помогут. Подросток просто замкнётся в себе и перестанет с вами общаться.
Лучшее, что вы можете сделать в подобной ситуации – это вести с ним просветительские беседы, постепенно меняя мировоззрение юного радикала. Расскажите ему о том, чем человечество обязано представителям тех народов, с которыми борется его субкультура, и что ни одна идеология не стоит того, чтобы ради неё притеснять представителей других наций.
Наполняйте его сознание глобальными, космополитическими, пацифистскими идеями, и тогда, может быть, он превратится из скинхэда и нациста в представителя движения антифа (в антифашиста). Это будет ваша большая родительская победа.
Создать собственную субкультуру
Какой бы субкультурой не увлекался ваш подросток, с возрастом он должен понять, что гораздо круче создать свой собственный стиль, чем следовать тому, что было придумано кем-то в далёких странах (а практически все молодёжные субкультуры, ставшие популярными в России, изначально зародились в США или в Западной Европе). Помогите ему осознать это в ходе вашего совместного субкультурного образования.
В конце концов, он должен понять, что поиск своей внутренней индивидуальности и её развитие – это и есть самый лучший способ самовыражения, с которым не могут сравниться никакие внешние субкультурные проявления. И совсем не важно, как это будет называться, и какое количество последователей иметь.