Вопрос
Здравствуйте! Моему сыну 4 года, январский, посещает детсад с 2-х лет. Общительный, немного озорной. Второй год дружит с одним мальчиком, который старше на год, но интересы совпадают, игры тоже. Воспитатели говорят, что они никого не подпускают к себе, играют только вдвоем, "не разлей вода". Когда тот мальчик не посещает детсад, мой сынуля переживает, не дружит ни скем, ждет друга. Воспитатели говорят надо их разъединять,т. к. по одиночки поведение лучше, не шалят. У нас есть возможность оставить его в подготовительной группе перед школой еще на год, чтобы в школу пошел в 7,8 лет. А это значит новые воспитатели, новые ребятки. Вопрос: Стоит ли его разлучать с другом? Не будет ли это психилогической травмой? Сможет ли он сдружиться с новыми ребятками? Может стоит отдать в школу пораньше, но не будет ли сильно отставать в учебе, разница с детьми год и больше.. ?
Спрашивает: Хомутова Ольга Александровна
Ответ
Здравствуйте, Ольга Александровна!
При поступлении ребенка в школу лучше всего исходить из его готовности к обучению. Мальчик должен быть усидчив, способен внимательно слушать, достаточной степени зрелости должна достичь мелкая моторика и навыки самоконтроля, первоклассник должен быть способен воспринимать взрослого как объект, обладающий для него интересной информацией и эту информацию тоже быть способным воспринимать, соблюдать правила, быть дисциплинированным и пр. И кроме этого очень важным критерием готовности ребенка к школе является его собственное желание туда пойти — ребенок должен дорасти до того, чтобы захотеть сменить свой статус дошкольника на статус школьника, этот статус вместе с ответственностью (уроки, расписание и пр. ) должен быть для ребенка привлекательным и желанным. Так ему будет легче перестроиться на новые правила и уклад жизни. Ведь что ни говори, а в детском саду дети живут, тогда как в школе только учатся.
Так что в вашей ситуации лучше исходить из того, насколько ваш сын готов к школе, и только если он готов, тогда можно думать о том, чтобы идти в неё в этом будущем учебном году, пойти вместе с другом — не должно быть ни для вас, ни для мальчика мотивацией к уходу в школу. Если даже воспитатели говорят, что по-отдельности они не шалят, то придя вместе в школу обоим может быть будет легче в том смысле, что у них уже будет партнер для общения и друг рядом, но, повторю, мотивация для обучения в школе должна быть не в дружбе, а в обучении. Будет ли ему легче учиться от того, что в классе вместе с ним будет его закадычный друг. Не будет ли эта дружба наоборот мешать обоим учиться?
Да, если мальчик останется в группе без друга, он будет переживать потерю привязанности (но кстати ничего не мешает поддерживать отношения, если они действительно такие крепкие), но у него появится шанс найти новых друзей, например. Если ваш сын идет в школу вместе с другом, то у него есть надежный тыл в виде товарища, но даст ли ему этот комфорт возможность более успешно учиться? Постарайтесь взвесить все реальные (а не гипотетические) плюсы и минусы, а главное трезво оцените готовность своего сына к школьному обучению, и примите решение относительно поступления в школу, исходя из этих входных данных, не беря в расчет дружбу сына вообще.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог