Вопрос
Здравствуйте! Хочу сразу отметить, что такого поведения, о котором я опишу ниже, раньше не было. Сын отходил первый год в детский сад. Сейчас лето и в сад он не ходит, мы стали гулять на детских площадках, и мне стыдно за его поведение. Вчера взял без спроса машинку другого мальчика, которому 2 года. Тот начал плакать, предложила нашу машинку, он не захотел. Сын на мои просьбы вернуть машинку хозяину не реагирует вообще, носится с ней по площадке, и возвращать чужую игрушку не хочет. Вчера я впервые приняла жесткую меру. Наказанием был уход с площадки, и последующая истерика. Когда успокоился, я еще раз все спокойно проговорили и объяснила. Не знаю, правильно ли, но если он меня не слышит и не слушает, оставалось только это. При чём я предупреждала ранее, что да такое поведение мы будем уходить с площадки и сидеть дома.
И другой момент. Пристает к детям, навязчиво. То есть другой ребенок например говорит что не хочет играть/кататься/бегать. А сын ходит и твердит одно и тоже-а я хочу, давай кататься. Я хочу, хочу хочу.
Ранее у нас не было таких ситуаций, то есть все решалось, было нормальное адекватное поведение. Вел себя всегда прилично, не идеально, но не обижал малышей. А сейчас мне бывает неловко да его поведение. Неужели сад так повлиял? Или это такой возрастной период?
Со стороны поведение ребенка выглядит так, как-будто он не очень хорошо воспитан.
Спрашивает: Ксения Галкина
Ответ
Здравствуйте, Ксения!
Возможно, это действительно влияние детского сада, но не в том смысле, что сына вам испортили, а в смысле, что таким образом на него подействовала сама среда. Детей в саду много, и поведение всех регулирует один-двое взрослых — воспитатели, дети привыкают по большей части решать свои проблемы между собой сами, ну или принимают те правила, которые транслируются воспитателями, а они могут не совпадать с вашими, так что поведение сына вам сейчас кажется странным. Кроме того, в группе как правило много детей и все они тебе знакомы, в течение года ваш сын видел особенности каждого своего одногруппника и научился взаимодействовать с ними. А сейчас, приходя на площадку, он видит перед собой новых людей, и каждый раз нужно пытаться наладить контакт заново. Поэтому мальчику сложно, он не хочет договариваться, «а вдруг прокатит и так», он может настаивать на своем, опять же проверяя границы, а вдруг удастся уговорить. Ваша задача сейчас терпеливо вернуть сына к тем формам взаимодействия с другими детьми, которые вы считаете приемлемыми и правильными.
Способ, подразумевающий устранение ребенка «с поля боя», описанный вами не кажется мне таким уж кощунственным, он вполне оправдан, когда договориться по-другому не получается. И оправдан именно потому, что это не наказание за непослушание, когда ребенку может быть и не понятно совсем, за что именно его наказали, а прямое следствие его поведения, и эту схему «если я не могу выполнять правила поведения, я отсюда ухожу» дети обычно усваивают очень быстро. До прихода на детскую площадку озвучивайте сыну основные правила поведения и способы взаимодействия с другими детьми: «хочешь что-то — попроси», «договаривайся с другими», «играть вместе можно только тогда, когда все согласны» и пр. Озвучьте своё условие: «Если у тебя не получится соблюдать правила и играть с другими детьми, мы уйдем с площадки и гулять с другими не будем». Наберитесь терпения, помните, что вашему сыну пока в новинку, что в его взаимодействие с другими детьми так часто встраивается взрослый (как я говорила выше, в детском саду такое происходит, как правило, увы, нечасто).
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог