Просмотр телепрограмм, пожалуй, самый популярный вид досуга среди детей. Некоторые родители позволяют ребенку проводить несчетное количество часов перед «голубым экраном», чтобы хоть немного отвлечь своих непосед и отдохнуть после тяжелого трудового дня. Но к чему приводит чрезмерное увлечение «волшебным ящиком»? И стоит ли вводить обязательный лимит просмотра телепередач на каждого маленького члена семьи?
Сколько можно?
По мнению детских психологов, время телепросмотров должно быть строго ограничено. Пока ребенку не исполнился год, специалисты вообще советуют отказаться от ТВ, либо позволять детям смотреть исключительно мультфильмы и детские передачи не более 15 минут в день. Если малышу от года до трех лет, дозволенное время просмотра телевизионных программ должно составлять не более получаса в день. Но если в раннем возрасте легко контролировать досуг ребенка, то, например, тинейджера ограничивать труднее. Что же делать?
Во-первых, родитель должен сам подавать ребенку положительный пример. Будет хорошо, если он лично сведет к минимуму количество часов, затраченных на телевизионный досуг. Во-вторых, не стоит помещать телевизор в детской комнате. Для полноценного развития ребенка необходимы подвижные игры на свежем воздухе, освоение различных видов творчества, но не пассивный просмотр телепередач.
Чем меньше, тем лучше
Если ребенок еще не достиг школьного возраста, не рекомендуется включать телевизор во время приема пищи. Согласно исследованиям западных врачей, привычка делать мелькающий экран телевизора обязательным фоном для каждого завтрака, обеда и ужина формирует у ребенка нездоровую культуру питания, что чревато различными негативными последствиями вплоть до ожирения, гастрита и язвы желудка. Телепередачи негативным образом влияют на подсознание, и в результате кроха вместо полноценного внимания матери получает порцию ненужной информации с телеэкрана. Кроме того, пагубная привычка замещать реальную жизнь суррогатной «картинкой» закладывается с самого младенчества.
Иными словами, велик риск ухода малыша в воображаемый мир, ведь кроха принимает все, показанное на телеэкране, за реальность. Также при просмотре телепрограмм у детей очень быстро происходит перевозбуждение нервной системы, возникает ненужная нагрузка на психику и зрение, и как следствие – тревожность, переутомление и даже появление фобий, особенно если жанр телепередач не контролируется взрослыми.
Так ли страшен «голубой экран»?
Сторонники теории, согласно которой телевизор для ребенка – это увлекательный и вместе с тем эффективный способ познания мира, правы лишь отчасти. Действительно, картинка с телеэкрана выглядит как ожившая и озвученная иллюстрация, благодаря которой ребенок может детально изучить, например, внешний вид слонов и тигров, рассмотреть различные виды диких растений и даже увидеть, как происходит извержение вулкана. В этом смысле телепередачи познавательного характера расширяют кругозор.
Однако такой визуальный способ познания мира на деле не так уж эффективен: за последние десятилетия средние показатели успеваемости среди школьников стали хуже: телевизор ориентировал их на получение информации исключительно через зрение, и по этой причине в школе им трудно понять устный рассказ учителя. Так что же делать: ограничить просмотр телепередач или вовсе установить на них запрет? Оптимальное решение в данной ситуации – установить лимит на просмотр телепередач для малышей исходя из их возраста и все-таки стараться приучать малыша преимущественно к полезным познавательным программам. Тогда «волшебный ящик» будет далеко не единственным, но полезным источником информации наряду с книгами и полноценным общением с родителями.