Вопрос
Здравствуйте! Моему сыну 3 года 10 месяцев. Беспокоит его поведение, как дома так и в саду. В сад ходим 8 месяцев. В саду постоянно ломает то, что сделали или собрали другие дети, портит их поделки. Дома приходится повторять просьбу по нескольку раз. В углу не стоит — выходит из него. Наказания по "мягкому месту" тоже не помогают. Если просто попросить не делать — сделает назло. Когда просит что-то купить и сделать для него, не внимает даже словам "Сейчас, подожди минуту". Будет капризничать и плакать, пока не купим (сделаем, что он просит). С детьми мало общается, иногда смотрит просто на них как на что-то невиданное. Подскажите пожалуйста, как быть. Заранее спасибо!
Спрашивает: Баландина Анастасия Михайловна
Ответ
Здравствуйте, Анастасия Михайловна!
Наверное, каждому родителю знакомы описанные вами ситуации, и проблемы «повторяю по десять раз», «скандалит в магазине, требуя купить что-то» и т. п. едва ли кого-то обходят стороной, и по каждой из затронутых вами тем можно было бы написать по целой статье, но сейчас нам придется ограничиться общими рекомендациями.
Обычно, когда дети начинают «шалить» по всем фронтам, это говорит о том, что они активно проверяют границы, отвечая для себя на вопросы «что можно, а что нельзя» и «что будет, если... ». Соответственно на все те же самые вопросы должны ответить и вы для себя, чтобы потом эти «ответы» вы могли предъявить сыну. Если вы считаете, что просить о чем-то капризами и скандалами, как это делает ваш сын сейчас, недопустимо, значит вы должны перестать реагировать на все просьбы, выраженные подобным образом. Будет сложно, но необходимо набраться терпения, сообщите: «Таким тоном я разговаривать не буду, когда будешь готов говорить спокойно и просить вежливо, скажи мне, и я тебя обязательно выслушаю». Первое время вам придется нелегко, но если вы будете последовательны (можно просто не обращать внимания, уходить из магазина, вообще не ходить за покупками вместе — масса возможностей показать ребенку, что вы не согласны на такое его поведение), то мальчик поймет, что его прежний способ уже не работает и откажется от привычной ему ранее модели поведения.
Что же касается того, чтобы добиться послушания, то тут нужно во-первых, говорить коротко и понятно (часто мамы так долго разглагольствуют, что дети успевают потерять нить повествования), во-вторых, убедиться что вас слушают (установите зрительный контакт, завладейте вниманием ребенка, можете взять его на руки), в-третьих, проверить исполнение. Кроме того, очень хорошим шагом будет, если вы сможете «прошерстить» свои просьбы к ребенку и по возможности минимизировать то, что будет зависеть от него. Например, вы не повторяете по сто раз «убери игрушки», а начинаете убирать сами, сообщив «мы начинаем убирать игрушки». Таким образом ограничивается возможность поспорить или не послушаться, игрушки ведь уже начали убираться.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог