Вопрос
Добрый день! Моей дочери 4 года и 3 месяца. Проблема у на заключается в том,что она не слушается нас,родителей. Бывает,что совершив проступок, быстро может попросить прощения коротким "Ой,простите",и продолжать делать то,что нельзя... Конечно,когда она случайно что-то делает не так, я не это внимания большого не обращаю. Но бывает,что она может за это получить наказание в виде "стояние в углу". Через минут 5 она начинает извинятся и говорить,что не будет этого снова повторять... Опять проходит 5 минут и она может приняться за свое... А опять ее ставить в угол не хочется,но в итоге она таки и не слушается ничего. Это может касаться просто даже того,что не убрали за собой вещи,разбросала игрушки,выкидывать сидя за столом, предметы и делать вид,что не она это сделала... вообщем,такие мелкие проступки,за которые она просто может сказать "Ой,простите". Подскажите,пожалуйста,как быть нам в такой ситуации?Не обращать внимания на ее шалости?Но нам не хотелось,что ребенок был непослушным.
Спрашивает: Шолпан А.
Ответ
Здравствуйте! В первую очередь вам необходимо жестко определиться с тем, на что в поведении дочери вы будете обращать внимание, а на что нет, что вы квалифицируете как шалость, а что как неприемлемые поступки, достойные наказания. Главное, чтобы это было понятно вам самим (воспитывающим взрослым), только тогда дочь тоже сможет ориентироваться в том, "что такое хорошо, и что такое плохо". После того, как вы сами для себя вычлените те поступки, которые считаете недопустимыми, вам нужно будет несколько пересмотреть свою систему наказаний. Судя по тому, что девочка, постояв в углу и попросив прощения, сразу продолжает вести себя так же, ваша дочь не придает значения извинениям (она просит прощения "для галочки", чтобы вы успокоились, реально не чувствуя своей вины и вашего недовольства), а стояние в углу воспринимает просто как некий ритуал и скорее всего уже даже не переживает по поводу своего нахождения там. К сожалению, такова участь этих самых распространенных наказаний, и многие дети очень быстро перестают "думать над своим поведением" в углу (они обычно находят занятие поинтереснее), а слова "извините", "простите" и "я больше не буду" используют как формулу, позволяющую быстро "замять" неприятную ситуацию. Вам стоит подумать не столько над наказаниями, сколько над тем, какими могут последствия за неприемлемое поведение дочери. Например, разбросанные и неубранные игрушки на время убираются, и играть в них ребенок уже не сможет, в случае кидания предметами за столом, девочка должна будет их поднять, если подобное повторяется — предложите перестать или выйти из-за стола и т. п. Главная мысль в том, что "правильное наказание" должно быть в русле самой ситуации (ребенок, балуясь за столом, не идет в угол, а удаляется из-за стола), во-первых, и предотвращать возможности повторения в ближайшем будущем (убранные вами в недоступное место игрушки дочка уже не сможет разбросать).
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог