Детские организации Москвы и Подмосковья

Реклама

My Sadik - детские сады в ЦАО и ЗАО

Для детей 1-7 лет. Образовательная лицензия, возможность оплаты материнским капиталом.

Подробнее
Реклама

Частные детские сады Лучик

Набор на 2024/25 г. Развитие интеллекта, комфортные условия, опытные педагоги, домашнее питание. Летняя программа.

Подробнее
Реклама

Филиалы ясли-сада Academkids

От 1,5 лет. Охраняемая территория, свой пищеблок, английский каждый день! Ждём Вас и ваших деток.

Подробнее
Реклама

Европейский Гимнастический Центр

Гимнастика и акробатика для детей, подростков и взрослых. В разных районах Москвы и в Подмосковье.

Подробнее
Реклама

Товары для детского творчества!

Широкий выбор наборов и материалов для детского творчества в Леонардо!

Подробнее
Реклама

Развивающие игры в ЛЕОНАРДО!

Прекрасный выбор развивающих игр в Леонардо! Игры для малышей и всей семьи, выбирайте!

Подробнее
Реклама

Частная школа "Концепт"

Идёт набор в 1 класс и детский сад на 24-25 уч.год. Лицензия, погружение в языковую среду! Измайлово.

Подробнее
Реклама

Центр образования САМСОН

Лидер в сфере образования более 30 лет. До 12 человек в классе. Подготовка в престижные ВУЗы.

Подробнее

Дочь 4.4 года ничего не хочет делать сама

Вопрос

Добрый день! У меня дочка 4, 4 года очень хорошая, ласковая девочка, но сейчас я просто не знаю что делать и как правильно реагировать. Она можно сказать не слышит ничего, ничего не хочет делать сама, все ей надо помогать: одется, поесть, намыть руки с улицы и др. За столом сидеть не может вообще, постоянно вскакивает и набирает кучу игрушек, тем самым продлевает время еды на очень долгое время. Сейчас понобралась всего плохого от других детей в деревне (мы пока без детского сада, т. к. сижу еще с малышом, ее братиком 1. 3 года), приходит кричит на нас, на меня, бабушку, брата, стала капризничать в еде. Я видела что так себя ведет деревенский мальчик. Моя мама говорит, что я виновата, что она на нас кричит, т. к. я это тоже делаю. Я повышаю голос, но не ору, стараюсь говорить строго и серьезно. Не терпит никакого насилия, сегодня чуть ли не силком увела домой. Уговаривала минут 15. Постоянно произносит слово "ненавижу", все что ей не нравиться, она ненавидит. Вечером вобще неадыкватная, не накормить, не намыть, бегает без остановки, как будто и дня не было. Из за братика, да и вообще, я придерживаюсь режима, но чтобы все успеть приходиться многое делать за нее. Сейчас мы живем в деревне, с нами бабушка, ребенок чувствует что под защитой, чуть что ни так может и заплакать. Я много прочитала статей в нете, как правильно себя вести, чтоб ребенок тебя услышал, чтоб не конфликтовать, но как то мне не справиться, ничего не работает, она говорит: "сейчас, сейчас" и продолжает делать то что делает. Я ее очень люблю, и говорю ей об этом, обнимаю, целую, она тоже ласковая, к брату у нее ревности нет, но когда назревает конфликт, она вся как ежик, может и замахнуться, и накричать, и лицо злостное сделает, вообщем кошмар. Конфликтуем в основном из за еды, или из за брата, если она может причинить ему вред, не умышленно, а может и специально, кто ее знает. Но брата она любит, целует его. Я ее не наказываю, было несколтко раз, конда поменьше была, а теперь большая, хочется чтоб все поняла. Но зачастую начинает понимать если угрожаю, запрещаю мультики, сладости, но это тоже тупик. Не хочется навредить нашим отношениям и ее психики, я только надеюсь, что это пройдет, но иногда просто берет отчаянье. В 2 года много что сама делала, а почти в пять — мама! Как достучаться до нее?

Спрашивает: Волчихина Екатерина Сергеевна


Ответ

Здравствуйте, Екатерина Сергеевна!

Чтобы ребенок не прибегал к вашей помощи, полностью сваливая на вас всё то, что, по вашему мнению, должно быть самообслуживанием, можете предлагать делать все изначально вместе «пойдем умываться» (вы моете свои руки, она свои), «давай собираться на улицу» (вы одеваетесь, дочка одевается) и т. п.

По поводу игрушек в кухне — можно установить правило, согласно которому вход на кухню с игрушками будет в принципе запрещен. Сообщите дочери «на кухне мы едим, а играем в других местах», заодно можно объяснить, что если ты кушаешь, не отвлекаясь, то быстрее сможешь вернуться в играм, а так не ешь нормально, не играешь толком. Можете нарисовать на двери в кухню соответствующий значок и устраивать каждый раз перед едой контрольно-пропускной пункт у двери.

Что касается вежливого общения с окружающими и, в первую очередь, родными — здесь вам нужно будет уделить этому отдельно пристальное внимание — отслеживать все случаи крика, ругани и «ненавидения» дочери. Сообщайте спокойным, но твердым голосом «кричать на меня не надо, я так разговаривать не буду, успокоишься, будешь говорить вежливо и тихо, я тебя послушаю». Про «ненавижу» можно в принципе не придавать столь большого значения самому слову — дети вообще максималисты в том, что касается выражения эмоций словами, так что вы можете не запрещать ребенку употреблять само это слово, показывая однако, что вы принимаете его чувства, но их выражение не одобряете. Можете сказать «да, я вижу, тебе очень не нравится», «как сильно ты злишься!» и т. п. , но потом отдельно объяснить, что это слово очень обидное, что вам не приятно и грустно слышать, что дочь что-то прямо вот так ненавидит и пр.

Чтобы ребенок не «продолжал делать то, что делает», когда вы просите перестать, вам нужно просто физически прервать это действие или лишить ребенка возможности продолжать, но сделать это самой. Вы не ждете, когда дочь послушается и сама перестанет, тем самым оставляя ей возможность и не послушаться. Вы берете её за руку, на руки, забираете то, что у неё в руках, уводите её из комнаты и т. п. — любые варианты действий, которые приводят к тому, что возможности продолжать у ребенка не остается, повторю, чисто физически.

Старайтесь регулировать происходящее сами — таким образом дети лучше видят границы дозволенного, чем если по сто раз повторять им запреты и ограничения, ожидая, что они запомнят словесные указания, правила и т. п.

И вы правы в том, что наказание лишением и прочие методы воспитания, более похожие на шантаж, угрозы и манипулирование, не очень подходят, особенно для таких маленьких детей. Вашей дочери будет проще, если вы будете просто объяснять ей, какого поведения вы от нее ждете и стараться способствовать тому, чтобы у нее нужное вам получилось, нежели если будете «покупать» нужное за награды или угрозы лишений. Дети при прочих равных любят слушаться и доставлять взрослым положительные переживания, а взамен получать такие же положительные эмоции в свой адрес.

Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог