Вопрос
Здравствуйте Анна! Моей дочери 5 лет. Иногда ребёнок не успевает в туалет, а если и добегает, но не успевает снять штанишки. В результате — мокрые штаны, лужа на полу и расстройство. Не слишком часто, 1-2 раза в неделю, но бывает.
У меня есть догадка, что ребенок отвлекается (игрой, книгой, рисованием или чем-нибудь еще) и не обращает внимания на то, что уже пора … Похожая картина — в детском саду во время дневного сна. Иногда она не успевает встать и добежать. Разговаривали с Маришей после очередного "не успевания", она говорит, что интересно очень было, потом она торопилась и вот … не успела. Нефролог никаких отклонений у нее не выявил (делали УЗИ, анализ мочи — клинический, по Нечипоренко, суточный и еще какой-то не помню уже), педиатр и невролог тоже говорят, что все в норме, просто увлекается так, что обо всем забывает. Дома ночью она встает в туалет нормально, ни разу еще не было, чтобы она "не успела". Когда чувствую, что время подходит, напоминаю, что надо бы отвлечься и сбегать в туалет. Она может сказать не хочу, а минут через 10 опять не успеет … так было уже неоднократно. Что нам делать, как приучить ребенка к туалету просто ума не приложу.
Спрашивает: Жанна Р.
Ответ
Здравствуйте, Жанна!
Если клинические анализы и обследования специалистов говорят о том, что с физиологией у ребенка все в порядке, значит, действительно стоит сосредоточиться на психологической стороне проблемы. Ваша дочь довольно большая девочка для того, чтобы она сама могла контролировать позывы идти в туалет и успевать туда вовремя. Дело за малым — сделать так, чтобы она это тоже поняла и этому научилась.
В первую очередь, как мне кажется, вам стоит поделиться с ней своими переживаниями на эту тему: расскажите, что вы волнуетесь за нее, что хотели бы, чтобы она оставалась сухой. Затем мне кажется необходимым разъяснить проблему ей самой и спросить, что она думает об этом. Скажите, например, так: «Знаешь, мне кажется, что твой организм говорит тебе, что пора в туалет, а ты просто не слышишь, потому что очень увлечена, занимаешься своими делами. Но это очень важно научиться дружить со своим организмом и слушать его. Ты хочешь научиться слышать, что говорит тебе твое тело, чтобы успевать в туалет вовремя?» Если вы говорите, что не успев, она всегда сама тоже расстраивается из-за случившегося, значит она согласится с вашим предложением поработать над решением проблемы и вам останется только разработать совместный план.
Договоритесь, что девочка станет внимательнее прислушиваться к сигналам своего организма, будет стараться сразу реагировать на них. Вместе разработайте систему наглядного отражения ваших результатов в работе над этой проблемой: можно использовать наклейки, которые будут приклеиваться отдельно за каждый удачный поход в туалет и за каждый неудачный, или магниты на холодильнике, которые надо будет перемещать вверх, если все прошло удачно, и вниз, если дочь не успела в туалет. В конце дня или недели можно будет сравнить, чего больше, и оценить достижения (если вы говорите, что ребёнок не успевает в туалет редко, то результат сравнения всегда будет положительным, останется лишь стремиться к постепенному уменьшению «неудач» до нуля).
Еще я бы обратила внимание на вопрос ответственности. Ваша дочь вполне могла бы сама устранять последствия: вытирать, если лужа есть на полу, застирывать намоченные трусы и т. п. Мне кажется, в ее возрасте уже можно дать ребенку понять, что это не просто прецедент, а ошибка, последствия которой необходимо исправить самостоятельно.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог