Вопрос
Добрый день. Моей дочери 5 лет, взрослый, разумный ребенок! Проблема заключается в том что она очень часто нарушает запреты родителей. Не знаю как с этим боротся?! Обычно я с ней всегда веду беседу, она меня слушает и понимает. Но когда дело касается друзей, тут все, тут она забывает мигом даже то, что мама запретила 5 минут назад. Для примера: (мы живем в частном доме) я сказала что с качелями нужно быть аккуратнее, висеть на них вниз головой опасно, тк можно получить травму, в итоге она играла с подружками и устаивала соревнования: висели в низ головой- упала, ударилась... я разозлилась на нее и сказала что она сама виновата, тк я ее предупреждала. Еще один пример, гуляла у подружки во дворе (я ее вижу, тк между нами рабица)они выбежали на дорогу за территорию участка, мимо проезжала машина и побибикала им, ругая что на дороге играть нельзя... Я опять разозлилась и отругала всех детей,а со своей провела беседу: "я же тебе всегда говорю, что если ты хочешь домой или выйти за территорию, нужно позвать меня, разве можно без взрослого выходить на улицу?- нет, отвечает она, я помню мама. Я спрашиваю: тогда почему ты выходишь? — потому что Лиля мне сказала чтобы я побежала с ней... И сегодня это повторилось сново!!! Я не знаю как до нее донести, что не нужно слушать всех и вся, то, что мама запрещает — это главно! И знаете, я ведь никогда не говорю что-то типо "НЕТ И ВСЕ". Я всегда объясняю почему и какие последствия могут быть, но всё равно авторитет других детей побеждает(((причем когда я ей все разъясняю она соглашается со мной, понимающе кивает и говорит что не хотела меня расстроить и больше так не будет! Подскажите как быть, это просто крик о помощи... Не хочу терять взаимопонимание с дочерью.
Спрашивает: Прусакова Евгения Юрьевна
Ответ
Здравствуйте, Евгения Юрьевна!
Дети до определенного возраста имеют довольно низкий уровень развития самоконтроля, как минимум до семи лет, когда следить за собой им позволит нужный уровень развития тех областей мозга, что отвечают за планирование, постановку целей, контроль. То есть они могут быть послушными, слышать замечания родителей или воспитателей, понимать и соглашаться с тем, что вы говорите, но при этом не могут помнить заветы взрослых всегда или вспоминать их вовремя. Особенно оказавшись в компании других детей и без присмотра взрослых, немногие дети смогут похвастаться тем, чтобы в ответ на интересное предложение ответить «а мне мама сказала, что это опасно» и воздержаться. Не переживайте насчет того, что побеждает аторитет других детей перед вашим, на самом деле побеждает происходящее сейчас и здесь перед сказанным вами когда-то по случаю.
Так что не требуйте от дочери многого, продолжайте объяснять, что можно, а что нельзя и почему. Постарайтесь следить за дочерью более внимательно (если уж вы видите, что она склонна нарушать ваши запреты), чтобы вовремя отследить шалости, хулиганство, опасные игры и предотвратить их, напомнив о введенных вами правилах. Можете вмешиваться время от времени в детские игры, говоря не только своей дочери, но и её подруге: «Я не разрешаю играть на дороге», например. Можете отдельно обсудить с дочерью, что вы вынуждены ее контролировать, потому что сама она нарушает ваши запреты, подвергает себя опасности, и вы волнуетесь.
Если есть реальная угроза безопасности ребенка, лучше усилить внимание и контроль. Но некоторые вещи можете оставлять и на усмотрение дочери, так например, если вы предупредили, что качели могут быть опасны, то остальное можете оставить на ответственность ребенка, если она упадет, то это будет ее опыт. Скорее всего, таким образом она быстрее и доходчивее поймет, что больше лучше никаких упражнений на качелях не выполнять.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог