Вопрос
Здравствуйте, у меня дочке 5 лет, она совершенно не слушается взрослых, ей одно и тоже надо повторять сто раз,пока не крикнешь, делает вид,что не слышет, психует, если что то не по ней, если что то не купить в магазине-будет плакать,стучать ногами, ничем не интересуется, не доводит начатое до конца, если не получается, бросает. Что делать????
Спрашивает: Яговкина Наталья Валериевна
Ответ
Здравствуйте, Наталья! Если такие формы поведения складывались на протяжении всей жизни вашей дочери, а не стали проявляться недавно, то для их коррекции вам понадобится достаточно времени и терпения, и действовать нужно будет планомерно и методично. Во-первых, чтобы дочь вас слышала, нужно установить зрительный контакт, желательно на одном уровне с ребенком (присесть на колени, сесть рядом или взять на руки). Во-вторых, формулировки должны быть короткими и понятными ребенку, после того, как вы о чем-то попросите, переспросите, поняла ли девочка вас и что именно она поняла. В-третьих, чтобы ребенок слушался охотнее, свои требования и просьбы лучше всего привести к виду повествовательных предложений "давай... ", "сейчас мы... ", "пришло время... ". Таким образом ребенок будет чувствовать, что вы предлагаете совместное дело, а не заставляете его что-то делать, что определенных действий требует режим дня, а не лично вы (например, убирать игрушки, чистить зубы и т. п. детям легче, если это "пришло время... ", а не пришла и заставляет мама). В магазине вам так же придется планомерно объяснять, что вы не купите те или иные вещи, и само собой, не покупать, несмотря на все выходки и истерики дочери. Только когда она увидит, что такие способы добиться своего не действуют, она перестанет "плакать и стучать ногами". Можно заранее, выходя из дома, договариваться, сколько денег вы можете потратить на нужды дочери или обсудить, что именно вы купите, и постепенно девочка научится не отступать от намеченного плана. И последнее, что касается того, что дочка "психует, если что не по ней". Ваше полное право реагировать на "психи" например таким образом: сообщите, что вы поговорите после, когда дочка успокоиться, потому что таким способом ("психами", плачем и т. п. ) проблемы не решаются. Если эмоциональные всплески девочки задевают окружающих, то ваша задача научить дочку выражать свои эмоции адекватно (покричать можно в своей комнате, например, чтобы никому не мешать), но если же бурные переживания ребенка не мешают окружающим, то тут вам необходимо просто признать, что ребенок имеет право на негативные эмоции и переживания. "Психовать", когда тебя что-то не устраивает, это нормально — каждый из нас расстраивается, злится, раздражается, и причины для этого у каждого свои. Если ваша дочь "психует" никому не мешая, то можете оставить ее в покое, ваша задача просто обозначить для нее ее переживания и сообщить, что вы ее понимаете. "Да, я тебя понимаю, у тебя не получилось и ты теперь расстроена" — такая повествовательная форма больше подходит для малышей, которым еще трудно обозначить переживания самому, и они с готовностью примерят ваши варианты. "Ты злишься? Это потому, что у тебя не вышло сделать так, как ты задумала?" — вопросительная форма больше подходит для детей постарше, вопрос побуждает их самим задуматься над тем, что именно они чувствуют, и если вы не угадаете (например, ребенок не злится из-за неудачи, а расстраивается, что у него не вышло, или обижен, что ему никто не помог), ребенок поправит вас "Нет, я не злюсь, я... " И для того чтобы дочка доводила начатое до конца, ей нужно научиться успокаиваться, так что после того, как обсудите с ней ее переживания, спокойно сообщите: "Когда успокоишься, можешь попробовать еще раз", "Можешь вернуться к этому позже" и т. п.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог