Вопрос
Добрый день! Решил спросить, можно ли и нужно ли обращать внимание на то что, как и какими цветами рисует мой сын (5 лет). Я сам художник. Рисую преимущественно пейзажи в реалистичной манере. Алешка часто крутится в моей мастерской, тоже берет мольберт, рисует. Меня смущают цветовые предпочтения сына. Это всегда только желтый, черный или коричневый цвет (лимонный желтый преобладает). Сотни других цветов как будто не существуют. Неважно, красками он рисует, фломастерами или карандашами. В одной картине он всегда использует только один цвет. Рисует на белом фоне. В результате, например, желтую краску практически не видно, а уж если берет черную, так это весь лист будет черный.
Когда раскрашивает какие-то готовые картинки (раскраски, витражные формы и т. п. ) проблемы выбора цвета нет, он пользуется всеми доступными цветами, но не стремится к реализму совершенно. Так лев у него может быть с сине-красно-желто-фиолетовой гривой и зелеными лапами.
Слышал, что существует некое влияние цвета на состояние человека и цветовые предпочтения у детей могут сигнализировать о душевном состоянии ребенка. Если бы Вы смогли как-то прокомментировать нашу ситуацию буду очень признателен.
Спрашивает: Владимир
Ответ
Здравствуйте, Владимир!
Предположения о том, что различные цвета имеют определенный смысл, и что выбор их может сигнализировать о внутреннем состоянии человека, весьма распространены в психологии. Широко известен цветовой тест Люшера (интерпретируется именно предпочтение человеком тех или иных цветов из предложенного ряда), есть целое направление психотерапевтической работы – арт-терапия, которое занимается, в частности, привлечением художественных средств к решению психологических проблем клиента. Принято считать, что разные цветовые предпочтения символизируют разные состояния, и каждый цвет несет в себе какие-то положительные и негативные характеристики. Так, если говорить о выборе Алеши, черный часто связывают с негативизмом, отвержением, но это очень загадочный и потому притягательный цвет (особенно для детей), он «съедает» все остальные (отсюда, кстати, и желание закрашивать черным весь лист, это естественное для черного цвета движение – поглощать, и ваш его чувствует). Желтый цвет – цвет влияния, силы, власти, льющийся, распространяющийся, свободный. Люди, предпочитающие желтый, быстро принимают решения, стремятся раскрыться, показать себя. Коричневый олицетворяет стабильность, предпочтение коричневого говорит о том, что человек нуждается в покое, стремиться гармонизировать свое внутреннее состояние. Если вам интересно, можно найти в соответствующей литературе (или статьях в интернете) толкования значений различных цветов и их оттенков, однако, всерьез увлекаться подобными интерпретациями не стоит. Во-первых, многое зависит от целей ребенка, вполне возможно он просто считает, что эти цвета больше подойдут, а не по-настоящему предпочитает их, во-вторых, выбор того или иного цвета часто ситуативен, то есть говорит о сиюминутном состоянии человека, а следовательно не так уж и информативен.
По поводу реализма – рисунок дети используют в первую очередь для выражения самих себя, и лишь во вторую очередь как средство отражения реальности. Долгое время дети рисуют как бы свое отношение к предмету, им нравится сам процесс самовыражения, и лишь став постарше (около 7 лет), пытаются рисовать сам предмет и начинают переживать, если получается «непохоже». Строго говоря, у ребенка просто нет задачи нарисовать похоже, поэтому он, в отличие от взрослого, не считает результат ошибочным или странным. Скорее всего, и ваш сын еще не видит ничего криминального в зеленых лапах у льва, а значит и вам не стоит переживать из-за фантастической окраски животного. Также, рекомендую ознакомиться с вопросами пользователей по теме: психология творчества детей.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог