Вопрос
Здравствуйте. У меня дочь 9лет,проблемы с поведением в школе. игнорирует учителей,невыполняет задания данные учителем. при попытке потребовать с неё делать задание наченает истерику(или вообще уберает тетрадь и прост сидит). пытаюсь ей объяснить что так нельзя, говорит что больше не будет. бывают истерики на пустом месте(при том только в школе,дома поведение совсем другое)учитель начинает уговаривать ,успакаивать ,только становиться хуже. учитель говорит позвоним маме,дочь может без остановки повторять одну и ту же фразу(только не звоните маме). разговор помагает ровно на одну неделю потом всё с начала. посоветуйте пожалуйста как поступать в даной ситуации. Спасибо.
Спрашивает: Татьяна
Ответ
Здравствуйте, Татьяна!
Проблемы с поведением детей в детских садах и школах обычно усложняются тем, что на поведение ребенка в учреждениях влияет уже не только его домашнее воспитание, но и те отношения, которые складываются между ним и воспитателем / учителем. Таким образом, ответственность за то, что делает ваша дочь в школе лежит на вас, на самой девочке и на ее учительнице, и делится эта ответственность как минимум поровну на всех троих. Так что и вы, и учитель должны понимать, что проблема не может быть решена с какой-то одной стороны: вы, например, попросту не можете контролировать, что делает ваша дочь в школе, хотя бы потому, что вас рядом нет, поэтому воздействие типа «позвоню маме» оказывается бессмысленным. Именно об этом разделении ответственности вы и можете говорить в школе: скажите, что вы обязательно «проработаете проблему» с дочерью еще раз, но обязательно уточните, что вы хотели бы, чтобы и учительница уделила (хотя бы первое время после разговора) ей повышенное внимание. Обязательно поделитесь с учительницей теми способами воздействия, которые обычно работают с вашим ребенком, расскажите о характере вашей дочери и возможных рычагах воздействия на нее.
Отдельно поговорите и с дочерью тоже. Она достаточно взрослый ребенок для того, чтобы ей самой задать вопрос «что ты предлагаешь делать?»: опишите сложившуюся ситуацию, опишите свои чувства (вы недовольны, расстроены ее поведением, вам стыдно или, может быть, вы злитесь на нее) и предложите вместе подумать, как решить создавшуюся проблему. Выпишите все варианты на листок, не обсуждая (даже если они кажутся глупыми, смешными, нереальными и т. п. — таково правило «мозгового штурма»), а затем перейдите в обсуждению, какой способ или комбинация нравится вам обеим больше всего, договоритесь, как перейти к исполнению, и что будет в случае нарушения договора. Дети в возрасте вашей дочери уже готовы, и обычно очень хорошо реагируют, когда родители предлагают им разделить ответственность, ребенок сразу чувствует себя важнее и старше, чем если мама просто призывает его «вести себя прилично».
Отдельно от этого, возможно, вам стоит помочь дочери немного, контролируя ее со стороны: утром напоминайте ей, что вы ждете от нее соблюдения правил (выполнения заданий учителя), вечером спрашивайте, как ей удалось справиться, установите какой-то счетчик удачных и неудачных дней («пряник и кнут» тут необязательны, ребенку обычно достаточно просто видеть, сколько раз у него получилось, а сколько нет — для этого вы можете использовать календарь или таблицу, где будете ставить символические метки). И если, как вы говорите, «разговор помогает ровно на неделю», то может быть первое время так и придется просто говорить с дочерью каждую неделю — обсуждайте результаты прошедшей недели и планы по их улучшению на будущую неделю.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог