Вопрос
Доброго времени суток. В целом,мы с моей дочкой все время проводим вместе: ни одна игра не проходит без меня, катаемся на качелях(вместе сидим рядышком),рисуем, моемся, даже зубы чистим вместе(она у меня на ноге сидит) и т. д. Лишь изредка удаляюсь, чтобы помыть посуду, закинуть стирку и т. д. Но последнее время она перестала ходить в туалет на горшок. Сходит, где-нибудь в уголке и ждет пока ее поругают. До этого(месяц назад) прекрасно ходила на горшок и даже на унитаз сама просилась. Ее просишь не делать что-либо, она не слушает и делает наоборот. Кричать я на нее не кричу,(только иногда бывает, когда она совсем не реагирует), стараюсь просить. Может быть ей не хватает внимания? Или проблема в чем-то другом? Подскажите пожалуйста. Нам два года.
Спрашивает: Гришина Виктория Александровна
Ответ
Здравствуйте, Виктория! Можно довольно долго гадать относительно причин такого отката в навыке использования горшка, однако легче всего сейчас отталкиваться от физиологической составляющей проблемы, а не от психологического основания (тем более при описанных вами условиях вряд ли дело в нехватке внимания — дочь ведь постоянно с вами). В возрасте около двух лет дети обычно только начинают быть полноценно готовыми (физиологически созревают) к использованию горшка, то есть могут сами отследить момент, когда хотят в туалет, потерпеть, чтобы туда отправиться, и чисто физически провести все необходимые манипуляции (снять штаны, сесть и т. п. ). Поэтому в таком возрасте (когда дети еще только осваивают навык) довольно часто случаются подобные вашему примеру кризисы, когда ребенок, вроде бы уже успешно пользовавшийся туалетом, вдруг не успевает добежать, начинает писаться, забывает сходить на горшок и т. п. Поэтому следите за дочерью так же, как когда она только приучалась к горшку: проявляйте инициативу сами, предлагайте сходить в туалет (несмотря на то, что она уже научилась контролировать свои позывы сама), хвалите за успешные высаживания. Не придавайте чрезмерно негативного внимания промахам, не ругайте дочь, просто призовите ее вместе с вами устранить последствия (отнести описанные вещи в стирку, протереть пол и т. п. ), сообщайте, что писать надо было в горшок, просите показать, где он находится и т. д. Главная ваша задача принять ситуацию такой, какая она есть (не переживайте, что дочь раньше умела, делала туалетные дела без проблем, а теперь вот перестала, появились проблемы), перестать искать причины и начать действовать по сложившимся обстоятельствам (повторюсь, представьте, что у вас ребенок, который только привыкает к горшку).
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог