Вопрос
Я сама педагог и всепгда воспитывала свою дочь что с учителями необходимо разговаривать уважительно, но в последнее время моя дочь очень часто грубит учителям, дома не хочет ничего слышать по этому поводу, не считает себя в чем либо виноватой, как быть посоветуйте (дочери 14 лет учится в 7 классе)
Спрашивает: Проничева Ирина Владимировна
Ответ
Здравствуйте, Ирина Владимировна!
С одной стороны, известно, что подростки стараются всячески нивелировать влияние взрослых на их жизнь, и часто, желая утвердить собственную самостоятельность и независимость, значимость и «взрослость» демонстрируют нарочито пренебрежительное отношение к учителям или родителям. То есть поведение вашей дочери вряд ли обусловлено тем, что она невоспитанная девочка или особенно не любит каждого учителя в отдельности — ее «хамство» скорее всего показное. Но ваши переживания понять можно, ведь вы по сути страдаете и за себя как маму, ребенок которой ведет себя как невоспитанный, и как педагог, которому неприятно, что оскорбляют представителей его профессионального сообщества. Однако вам, в первую очередь, нужно сосредоточиться на той части проблемы, которая касается отношений детско-родительских.
Чаще всего проблемы с неприемлемым поведением детей легко решаются за два шага:
1. принять чувства ребенка, которые стоят за этим поведением,
2. придумать другие формы их выражения.
Первое действие самое сложное, ведь вам нужно дать понять, что вы понимаете, что дочь может быть сердита на учителей, может думать, что они неправы в какой-то конкретной ситуации, необъективны в своих оценках, строги в своих суждениях в адрес учеников и т. п. Подростки — народ критичный, они уже могут замечать подобные «косяки», ставить авторитет взрослого под вопрос, это не первоклашки, которые слепо любят и безоговорочно слушаются своего первого учителя, просто потому, что это учитель. Родителям трудно принять негативные чувства своих детей, потому что они думают, что это автоматически означает принятие каких-то «плохих» сторон личности детей и одобрение самого поведения. «Если я скажу: «я тебя понимаю», — думают многие мамы, — то он(а) подумает, что я допускаю эти хамство и наглость». Но это не так — принятие чувств не означает легализацию неприемлемого поведения, а разделить поведение и чувства сложно, но это необходимо сделать. Только тогда, когда вы примете право ребенка быть недовольным, оскорбленным, несчастным, да просто вредным, вы сможете научить его выражать это недовольство, обиду, несчастье или просто хулиганить по-другому, не задевая чувств других.
Когда ваша дочь увидит, что вы ее поняли, она «выдохнет» и будет готова сотрудничать с вами, потому что увидит — вы на ее стороне. Затем ваша задача вместе с ней составить список новых возможностей для выражения тех же чувств, приемлемыми способами. Что можно сделать, если ты не согласна с мнением учителя? Как выразить свое недовольство? Как грамотно спорить? Здесь вы можете сообщить, что вам неприятно видеть свою дочь такой невежливой, проработать конкретные ситуации вместе, чтобы понять, как можно было сказать по-другому, чтобы выразить свою мысль, но не обидеть учителей. Обязательно скажите, что умение говорить о своих чувствах, безусловно, весьма похвально, но вдвойне похвально, если делать это удается конструктивно и не оскорбляя других.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог