Вопрос
Здравствуйте. моей дочке Нике в апреле будет 9лет,она учится в 3 классе,занимается гандболом. ещё она очень любит животных,особенно лошадей. унас дома живёт попугай и рыбки. мы всё время водим её по разным культурным мероприятиям: кино,,зоопарк,цирк,театр,дельфинарий,каток(вообщем по многим интересным местам). С детства она была очень послушной девочкой. я привила ей любовь к чтению,что ей очень нравится. она может часами сидеть и читать,но дело в том что у неё проблемы со зрением,у неё уже -4,5 и врачи рекомендуют читать с перерывами. в школе она была отличницей. в этом году она скатилась. она не хочет учить азербайджанский язык. учительница говорит что если она захочет то ей он лаётся легко,но вся проблема в том что она этого перестала хотеть. Мой муж,её отец живёт в другой стране и собирается нас туда забрать. я понимаю что ей не хватает его,но пока что существуют проблемы с документами. живём мы втроём-она,я и бабушка. Бабушку она тоже перестала слушаться. я пытаюсь достучаться до неё,очень много с ней разговариваю,объясняю что так вести себя не подобает воспитанной девочке,но почему то мои разговоры никак не дают желаемого результата. учительница в школе тоже говорит что не узнаёт её. она говорит ,Что она стала менее ответственной. и знаете ведь я на неё не кричу,не бью,но она меня почему то боится. я незнаю что делать в этой ситуации. буду очень благодарна за ваш совет
Спрашивает: Масленикова Наталья Николаевна
Ответ
Здравствуйте, Наталья!
Из вашего рассказа мне было довольно сложно понять, с чем конкретно могут быть связаны изменения в поведении вашей дочери. Часто бывает, что в возрасте как раз 8-9 лет у детей появляется усталость от школы, эффект новизны к 3-4 классу пропадает, познавательный интерес ослабевает, образовательный процесс оказывается довольно-таки однообразным, и дети начинают скучать. Само собой, те дети, для кого хорошие оценки не становятся самоцелью, начинают хуже учиться. В школе становится не интересно, мотивация снижена, пропадает желание учиться: дети ничего не хотят, перестают воспринимать учителей, ленятся. В общем, все «симптомы» весьма похожи на то, что описываете вы, если бы не одно «но», вашу дочь «не узнают» не только в школе, но и вы дома. Поэтому можно предположить, что её поведение — реакция на отсутствие папы, может быть, девочка таким образом показывает, что она скучает без него, а может, старается привлечь к себе внимание ваше и бабушки (дети часто от недостатка внимания выбирают политику привлечения внимания негативного, поскольку именно это срабатывает как правило на сто процентов на какие-то успехи и достижения родители могут не сразу обратить внимание, а вот когда ребенок «скатывается», это сразу вызывает беспокойство), или пытается сказать вам, что без папы она не будет таким «шелковым ребенком», к которому вы привыкли.
В любом случае, на ниве решения вашей проблемы вам не стоит недооценивать ресурс, который есть у самого ребенка. Ваша дочь достаточно большая, чтобы осознавать и выражать то, что с ней происходит, и понимать эмоции других людей. Поделитесь с ней своими переживаниями, скажите, что вас волнует ее нежелание учиться, ее поведение, спросите, какие выходы из сложившейся ситуации видит она сама, что могла бы сделать она, чтобы постепенно улучшить положение дел, чего она ждет от вас, что бы помогло ей исправиться. Вы вместе можете даже составить конкретный план общих действий. Вам нужно снять с себя часть ответственности и переживаний за происходящее, потому что пока то, что происходит, сильно волнует вас, и практически не волнует вашу дочь (судя по всему), поэтому ситуация и не движется с мертвой точки.
Вы пишите, что много разговариваете и объясняете, но «не можете достучаться», но теперь постарайтесь говорить не о том, как ведут и не ведут себя воспитанные девочки вообще, а сообщить, какого поведения вы ждете от своей дочери лично. И обязательно, повторюсь, расскажите, что вы переживаете, что расстроены. Так девочка увидит, что вы не строгий, «холодный» взрослый, который знает, как себя нужно вести детям, и требует соответствия этому образцу от нее, а живой, ее близкий человек, который переживает и волнуется за происходящее. И не объясняйте, а обозначьте проблему и предложите вместе подумать, как ее решить, так ваша дочь увидит, что вы ей доверяете, и действуете в позиции на равных (и возможно, благодаря этой смене позиции — с взрослый-ребенок на общение на равных — она перестанет вас бояться)
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог