Вопрос
Здравствуйте.
Дочке 3,5 года. Ребенок боится темноты, одна оставаться в комнате, в садике говорят, что она боится страшных сказок (им перед тихим часом дают выбрать какую сказку прочитать — страшную или не страшную, по первости боялась кукольного театра, приезжающего в сад, потом понравилось, какая-то впечатлительная она, нормальная в поведении в группе, отличается этими двумя моментами от остальных детей), дома проявляет непосушание, требуется много усилий, чтобы по сто раз на дню объяснять, что нельзя трогать голову ребенку, которому 6 месяцев. Прежде чем предпринять решительные меры, пытаюсь решить проблему, повторяя по несколько раз (не надо, нельзя... ). В итоге чаще приходится наказывать - или выключаю телевизор или говорю, что позвоню папе и расскажу о плохом поведении, порой и ремнем (метод с ремнем мне после наказания эмоционально тяжело переносить). Стараюсь уйти от конфликта, но они повторяются и я требую, требую, требую. Получается требовать, но... Боюсь перегнуть палку. Вроде бы пережили 3 года, когда ребенка как будто подменили и было несколькр истерик.
Если бы она ревновала к сестренке, было бы понятно, но ревности к сестренке нет и не было, очень любит малышку, хоть и достается ей порой за то, что хватает ее сильно или за голову, никогда не просила отнести сестренку обратно. Сейчас два месяца в сад не вожу, в группе холодно, устала лечить. Домашний режим. Просится потоянно в сад, а мне ее горло жалко, и маленькую дочку, которая последний раз от нее заразилась. Да и сезон орви и гриппа начался.
Сегодня весь день не включала телевизор, потому что ночью дочка проснулась и попросила включить детский канал, я поняла, что скорее ее тревожит темнота, нежели ей нужен телевизор. Она успокоилась и заснула. Меня вообще раздражает эта зависимость от тв. А сегодня, от того, что телевизор "сломался" было видно, что ребенок был внутренне напряжен, не может без телевизора, включала мелодии, аудиосказки, разряжала ситуацию и смешила, когда дочка подгибала губки, вспоминая, что тв сломан, а она хочет Фиксиков, Лунтика, под вечер стало жалко детскую психику, сама включила тв, предложив попробовать, может телевизор отдохнул и заработает, который, естественно, заработал. Ребенок был доволен, смотрел мульт, но уснул-то в напряжении, прижавшись. Такое ощущение, что дочка боялась, что я ее одну в комнате оставлю. Меня очень волнует, что происходит с ребенком,почему боится темноты, оставаться одна, это нормально? Объясните, пожалуйста, как себя вести?
Спасибо заранее.
Спрашивает: Евгения
Ответ
Здравствуйте, Евгения!
Что касается впечатлительности и страхов, из описанных вами примеров я лично ничего «криминального» не вижу, то есть скорее всего страх объясняется особенностями характера вашего ребенка, а не имеет какую-то невротическую природу. Детские страхи — явление нормальное, если их проявления находятся в границах нормы, если от страха темноты, например, как в вашем случае, ребенок не может заснуть в комнате, плачет и наотрез отказывается заходить в темные помещения, сильно переживает (истерики, слезы и т. п. ), только тогда имеет смысл беспокоится. В остальных случаях обычно достаточно небольших усилий и помощи со стороны взрослого, и ребенок в состоянии сам побороть свой страх. Стоит лишь немного изменить условия - оставляйте на время засыпания включенным маленький ночник, например. Или дать какой-то толчок для выхода эмоций и проработки страха — нарисовать с ребенком темноту и попросить раскрасить ее, чтобы она стала веселой, а не страшной, например, или прочитать сказку на соответствующую тематику — сейчас в продаже уже есть подобные книги, так называемые терапевтические сказки. Кстати, если ваша дочь - впечатлительный ребенок, то просмотр телевизора стоит ограничить, поскольку голубой экран — источник огромного количества информации и переживаний для малышей.
Что касается вашего общения с дочерью — попробуйте чуть изменить собственную позицию и скорее всего девочке станет легче вас слушаться, а вам не придется постоянно «требовать» и «часто наказывать». Когда вы просите ребенка перестать (например, как в вашем случае, трогать малышку за голову), вы оставляете ответственность за дальнейшее развитие событий на нем, то есть девочка может согласиться с вами и перестать, а может и нет. Отсюда и необходимость постоянно повторять по сто раз, а потом ужесточать меры, потому что послушания все равно добиться не удается. Если вы хотите, чтобы она перестала, подумайте о том, как вы можете сделать так, чтобы это произошло. Достаточно одного раза, чтобы ребенок понял, и нескольких повторений, чтобы привык, что есть вещи, которых вы не допустите. Так, например, когда дочь будет трогать сестренку за голову неаккуратно, вы уверенно и строго говорите «так я с ней обращаться не разрешаю» и просто забираете малышку на руки. Отдельно (не в качестве нравоучений в самой ситуации) вы можете рассказать, какие хрупкие малыши, а так же показать, как допустимо трогать младшую сестру, и что вообще с ней можно делать. Назовите это одним словом, например «нежно» или «осторожно», и в следующий раз, когда старшая сестра будет трогать младшую неаккуратно, вы можете напомнить: «Осторожно!», и уже если не послушает, снова сообщить, что так обращаться вы не разрешаете и забрать младшую дочь на руки. Пусть вас не смущает, что ваше общение будет больше похоже на дрессировку, чем на воспитание, иногда и некоторые вещи в поведении детей стоит натренировать до автоматизма.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог