Вопрос
Добрый день! Воспитываю одна дочку (папы не было) , сейчас ей 8 лет ,2й класс! Ходим в хоровой класс, с ним параллельно муз. школа! С 6 лет занимается плаванием, бассейн с этого года- три раза в неделю! Первый класс ещё как то училась с желанием, а во втором — дня не проходит, чтобы не ругались!Читать вообще не читает, приходит из школы раскачивается часа по два, пока уже у меня терпение заканчивается! В школе преподаватель ругает, что не слышит с первого раза и всегда и везде самая последняя! Девочка очень активная! С удовольствием, только ездим в бассейн! Муж. школа, фортепиано — занимается с не желанием, дома не занимается совсем! Я понимаю, что сейчас нагрузка у детей не реальная! Но мы ведь, также учились, кружки, секции! Дома повторяю ей по 100 раз, услышит и сделает по своему!!! Не внимательна и в школе и дома! Преподаватель говорит, что она у вас не глупая, но ленится и ничего не хочет делать! Пугает, что это всего лишь начальная школа и уже ничего не хочется?! Скажите, наверное, просто избалованный ребёнок? Но у неё нет сенсорного тел. , обычный! В планшете — только с разрешения! Вот только мультики по телевизору, пока не оттощу — будет смотреть до упора! В чём проблема? В чём я виновата? Некоторые мне говорят, что я просто её в детстве не парола!
Спрашивает: Северюхина Светлана Валерьвна
Ответ
Здравствуйте, Светлана Валерьевна!
Начнем с конца — применение или не применение телесных наказаний никак не влияет на интеллектуальные способности и тем более лень у детей, так что по этому поводу точно можете не переживать. Очень хорошо, что вы в детстве дочь «не пороли», потому что делать это можно только от собственного педагогического бессилия, и это может «помочь» ребенку бояться наказаний и вас лично, он может даже начать заниматься, но делать это с удовольствием и желанием, мотивируемый при этом страхом, он, увы, никогда не будет. Так что если ваша проблема не в том, что девочка ничего не делает, а в том, что она делает нехотя и часто ленится, то должна вас расстроить — делать с желанием можно только есть это самое желание, а на то, чтобы оно у ребенка появилось вы вряд ли сможете повлиять.
В ваших силах помочь дочери научиться концентрироваться, планировать свою работу, доводить начатое до конца. Понаблюдайте за дочерью, чтобы понять, на сколько её хватает, как долго она может заниматься непрерывно, сколько времени нужно, чтобы раскачаться и начать продуктивно работать. Используйте выясненное при наблюдении для того, чтобы помочь дочери спланировать свою работу, говорите ей, сколько у нее времени на отдых, следите за сменой видов деятельности и периодически устраивайте перерывы. Обычно детям помогает, если взрослые берут на себя функцию контроля за самим процессом выполнения домашнего задания хотя бы на первое время, пока дети сами не привыкнут к выработанному ритму. То есть вы не делаете уроки вместе с ребенком, не помогаете по содержанию, а просто следите, чтобы не отвлекалась от уроков, периодически спрашиваете «что ты сейчас делаешь?», «какое слово ты пишешь?», «какой пример ты решаешь?» и пр.
Что же касается не уроков, а просто ситуаций, когда вы говорите, что дочь «услышит и сделает по-своему», здесь вам важно сначала добиться того, чтобы вас все-таки услышали «по-вашему»: смотрите в глаза ребенку, говорите медленно, в конце уточните, услышала ли дочь вас и поняла ли, чего именно вы хотите. Затем первое время последите за выполнением ваших просьб сами. Если вам важен результат, лучше потратить время на то, чтобы проследить за выполнением (или даже поучаствовать), чем отдать ответственность ребенку, чтобы он сделал по-своему, и вы в итоге были бы недовольны.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог