Вопрос
Здравствуйте! Моя дочь большая "копуша", по-другому ее назвать невозможно. Ей 4,5 года, ходит в детский сад с 3 лет, адаптировалась быстро, ходит с удовольствием.
В детский сад нужно прийти до 08:20 утра, когда начинается завтрак. Идти — до соседнего дома, 5 минут максимум. Валерию приходится будить в 7 часов, чтобы успеть ее собрать и вовремя привести. Каждое утро мне приходится на нее ругаться, повышать голос, подгонять. Я понимаю, что хватит ругаться. Но мне же тоже надо на работу идти. Потом чувствую себя — хуже некуда, хочется начинать день радостно, а получается сплошной негатив и у меня и у ребенка. Она все очень быстро забывает, вечером встречает меня как ни в чем не бывало, а на следующее утро опять все то же самое.
Та же проблема в детском саду. Вчера прихожу за ней, вся группа уже на улице с нянечкой, ждут воспитательницу. Поднимаюсь в группу, а мне на встречу выходят Валера с воспитательницей, которая ее одевала. Она всегда одевается и собирается последняя, также последняя всегда заканчивает есть. Все уже давно поели и играют, а она все еще в тарелке ковыряется.
Проблема долгого собирания возникла задолго до детского сада, когда мы с Лерой ходили на развивающие занятия (с 2 лет). Тогда же я пробовала показать ей, какого результата мы добьемся, если будем так медленно собираться: мы приезжали на занятия, когда они уже начались, она расстраивалась. Также с опозданием мы пробовали приходить и в детский сад. Ничего не меняется. Я начала ей помогать одеваться, в результате она вообще перестала что-либо делать, ждет когда ее оденут или разденут, ребенок отвлекается постоянно (то игрушка, то телевизор у соседей, то шнурок у ботинка, то еще что-нибудь). Сосредоточиться и быстро одеться просто не хочет. В выходные дни начинает собираться только, когда мы с папой уже стоим в дверях одетые и делаем вид, что уходим. Но, если ей обещается что-то уж очень интересное (например, поход в зоопарк и прямо сейчас) одевается сама моментально. У меня есть ощущение, что это не просто темперамент у нее такой. Ее поведение как-то связано с интересом или отсутствием интереса к происходящему. Но не может же быть постоянных развлечений и веселья, есть и обычные будни, когда нужно делать то, что полагается и тогда, когда полагается.
Как сделать, чтобы у нас день начинался без ругани и расстройств, даже при условии, что куда-то нужно успеть ко времени? Как избавиться от медлительности? Как заставить ребенка слушаться? Извините за многословие.
С Уважением, Елена Карпинская
Спрашивает: Елена К.
Ответ
Здравствуйте, Елена!
В ответ на ваш вопрос приведу выдержку из своей статьи, опубликованной на сайте www. minibanda. ru
Итак, чаще всего ребенок одевается медленно или вообще не одевается по нескольким причинам, а именно -
• не хочет,
• не может,
• просто делает все медленно,
• забывает, что надо делать
• и ребенок отвлекается на другие дела.
Практически всех этих сложностей можно избежать, используя несколько простых приемов.
Во-первых, ребенок должен быть готов к тому, что ему надо одеваться. Очень многие родители, видимо недооценивая всю силу возможных последствий и значение готовности ребенка, "выдергивают" его из какой-то другой деятельности, потому что им кажется, что надо идти на улицу или потому что уже пора, или потому, что им самим надо, например, в гости или магазин. А зря, ведь ребенку наши аргументы могут быть совершенно не понятны, тем более если он вообще был занят чем-то другим. Для того, чтобы ребенок был готов и одевался без проблем, его нужно несколько раз предупредить об этом, мы например, говорили детям за 15, 10 и 5 минут о том, что скоро пойдем на улицу и будем переодеваться. Именно так легче всего бороться с "не хочет".
В самом процессе проще всего руководить ребенком чисто физически — подавать ему нужные вещи в нужной последовательности или чуть сложнее, но лучше подходит для более старших детей, контроль словесный — проговаривать, что берем и одеваем, т. е. "берем носок, одеваем", "берем ботинок, обуваем", ребенка при этом не трогаем :) Чтобы ускорить процесс, очень хорошо договориться, что вы будете считать, а ребенок должен успеть, например, одеть носки, пока вы считаете до пяти, ботинки на счет пятнадцать, ну и т. п. В таком случае очень хорошо проходит идея одеваться одновременно и считать и для себя, и для малыша. Не забывайте похвалить дите, которое одевается так же быстро или даже чуть быстрее, чем вы (как этого достичь, думаю, вы догадались).
Интересная идея тоже отлично прижилась у нас в группе детского сада — я сфотографировала по одной детали одежды каждого ребенка, мы распечатали большие картинки по одной одежке на лист формата А4 на цветном принтере и развесили в ряд по последовательности, в которых надо одевать и снимать вещи. Каждый ребенок мог посмотреть на стену в любой момент и проверить, что он уже одел или снял, и что нужно одевать или снимать сейчас.
Когда уже войдете в коридор, чтобы ребенок не отвлекался, напомните, что пришли сюда, чтобы переодеваться и собираться на улицу, по мере необходимости, в случае если ребенок отвлекается, повторяйте "мы пришли сюда, чтобы переодеваться и собираться на улицу" и спрашивайте малыша "что он одевает сейчас", если он занят чем-то другим, этот вопрос быстро вернет его к тому, чем на самом деле надо заниматься.
Так же для облегчения и ускорения процесса одевания научите вашего ребенка по максимуму одевать и снимать детали одежды самому и формулировать четкие просьбы о помощи, обращения за помощью могут выглядеть примерно так — не "помоги мне одеть ботинок", а "помоги завязать шнурок" или "помоги просунуть ногу", чтобы и вам было легче сделать одну операцию, а не три-четыре, и ребенок понимал, какие из операций он не может еще сделать сам, но при этом знал, что что-то он все-таки умеет самостоятельно, а не просто мама подошла и напялила на него пресловутые ботинки.
Надеюсь, эти советы помогут вам справиться с проблемой: как избавиться от медлительности дочери, и избежать неприятных переживаний, "ругани и расстройств".
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог