Детские организации Москвы и Подмосковья

Конвенция о правах ребенка

Хорошо, когда у тебя по факту рождения есть права. Еще лучше, когда их никто не нарушает. Однако в реальности такая идиллия наступит, вероятно, еще нескоро, а пока в нашем мире каждый день ущемляются чьи-то права. Как правило, дискриминируются самые слабые и те, кто пребывает в неведении относительно положенных им по закону прав и свобод.
Конвенция о правах ребенка

Кто виноват?

Почему так происходит? Человек действительно наделяется правами в момент рождения, но чтобы он об этом узнал, нужно поставить его в известность — на что, собственно, он может рассчитывать по закону. Кто же просветит его? Ведь многие в нашей стране никогда не открывали Конституцию РФ или Конвенцию о правах человека. Специальных просветительских курсов по правозащитному образованию, вроде Открытой школы прав человека, в России очень мало. В институтской и школьной программах такая дисциплина отсутствует.

Получается, эта проблема сваливается на родителей. И ее как-то надо решать, ведь если представителям подрастающего поколения не рассказывать о том, какие у них есть права, это может привести к самым разным неблагоприятным последствиям. Хорошие родители всегда стремятся вырастить свободную личность, которая сможет полностью реализоваться в будущем. Они совсем не хотят, чтобы ребенок огорчился, узнав, что ему были положены по закону замечательные возможности, которые он уже безвозвратно упустил.

Что делать?

В сложившейся ситуации остается одно: самообразовываться. Узнать подробнее обо всех правах, положенных детям, можно в специально созданном документе — Конвенции о правах ребенка. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, а чуть позже ратифицирована и в СССР.

В положениях Конвенции уделено подробное внимание личным (гражданским), политическим и социальным правам детей, а также их правам на защиту в экстремальной ситуации и правам на образование и культуру. Документ  признает ребенка самостоятельной личностью, обладающей всеми правами и свободами, при этом подчеркивается, что интересы каждого ребенка должны стоять выше, чем цели государства, семьи, общества и религии.

Около полусотни представленных в Конвенции принципов изложены в трех частях. В первой дается определение — кого же, собственно, можно считать ребенком. Здесь говорится о том, что государства обязаны делать все, чтобы права детей не нарушались. Этому посвящены первые 4 статьи, а дальше — с 5-ой по 41-ую — начинается самое интересное: перечень многочисленных прав детей. Создатели Конвенции очень серьезно и вдумчиво подошли к вопросу, поэтому в ней предусмотрена защита детей в самых разных ситуациях.

Сначала перечисляются право на жизнь, гражданство, имя, выражение своего мнения, свободу мысли, совести, ассоциаций и мирных собраний, а также право знать своих родителей. Упоминается такой важный нюанс, какдоступ ребенка к распространению информации.

Затем дается перечень обязанностей государства по защите детей от жесткого обращения, предоставлению медицинской и социальной помощи. Здесь же можно узнать о том, что дети имеют право на образование,отдых и досуг, пользование культурой, а также уровень жизни, необходимый для их развития.

Наверное, самые важные статьи в первой части — с 32-ой по 41-ю. Они посвящены защите прав детей от эксплуатации, незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и траффикинга*. Эти статьи запрещают пытки и унизительные наказания детей, смертную казнь и пожизненное тюремное заключение за преступления, совершенные до 18 лет, определяют права на защиту во время войн.

И, разумеется, этот список был бы неполным без каких-то указаний к действию — как отслеживать нарушение любых из перечисленных прав. Поэтому далее следуют вторая и третья части Конвенции, в которых рассказывается о специальном Комитете по правам ребенка, его функциях, возможностях и обязанностях (статьи 42–45), а также описывается что делать, еслинарушаются положения Конвенции (статьи 46–54).

Каждое государство, подписавшее Конвенцию, обязуется соблюдать все 54 положения, изложенные в ней. Страна, не выполнившая это обязательство, несет юридическую ответственность за действия в отношении детей, и, зная это, можно менять всю систему в целом. Сейчас мы говорим о правах, но почему бы не вспомнить и про обязанности? Ведь именно государство обязано следить за тем, чтобы права не нарушались. Каждый гражданин может и должен контролировать, насколько хорошо власти справляются с этими обязанностями.

Не секрет, что в России не слишком хорошо функционирует система обеспечения прав ребенка. Нареканий по этому поводу превеликое множество, тем более, что права детей постоянно нарушаются. Значит, деятельность чиновников нужно контролировать. Можно добиваться от них ответов на различные вопросы — например, почему, несмотря на наличие в Конвенции и российском законодательстве норм, закрепляющих и развивающих права детей на охрану здоровья и медицинскую помощь, реализация их оставляет желать лучшего.

Вам кажется, что это сложно и невыполнимо? Сложно — пожалуй, да. Невыполнимо? Вовсе нет. Это лишь дело времени. Ведь и Конвенция была принята не сразу: потребовалось 65 лет, прежде чем она стала обладать силой международного права...

От Декларации к Конвенции: как это было

Строго говоря, Конвенция — не первый документ, созданный с целью обеспечения правовой поддержки детей. Ему предшествовала Декларация о правах ребенка 1959 года — гораздо менее подробный перечень принципов, которых было около 10, и которые не имели юридической силы. Это были рекомендации, предлагаемые ООН — вроде того, что «ребенок должен при любых обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь».

В свою очередь, еще ранее, в ноябре 1924 года V АссамблеейЛиги Наций был принят самый первый документ подобного рода, также названный Декларацией прав ребенка. Автором выступила Эглантин Джебб, благородная британка, известная тем, что создала первую организацию международного Фонда Безопасности детей. В варианте Декларации, предложенной Эглантин, было всего 5 принципов, направленных против всех форм эксплуатации и требующих возможностей для нормального физического и духовного развития. Эти принципы так же имели лишь рекомендательный характер. Сейчас именно Конвенция является основным документом, обеспечивающим защиту прав детей.

В 2014 году по случаю 25-летия подписания этой Конвенции Детский фонд ООН решил провести необычную кампанию: мировые знаменитости записали кавер на песню Джона Леннона “Imagine”. Различные именитые вокалисты, среди которых Адам Ламберт, Кэти Перри и Уилл Ай Эм, а также генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун уже прислали свои версии этого хита. В акции могли принять все желающие — достаточно было скачать необходимое приложение и записать композицию. Затем все голоса соединил в единый хор диджей Дэвид Гетта. Этот трек можно было услышать уже в конце декабря 2014 года.