Вопрос
Здравствуйте! Дочке 6 лет. Ходим в детский сад. Не могу уговорить дочку лечь спать вовремя. Как известно, маленькие дети должны много спать. Для нормальной жизнедеятельности ребенок должен ложиться спать не позже 22:00. Однако, как только наступает вечер, ребенок находит множество увлекательных занятий, а главное полезных... Пишу без сарказма! Действительно полезные — чтение книг, тихая игра с конструктором, рисование, делает домашнее задание. И уговорить отложить эти дела на завтра и пойти спать не получается. Вечерние игры могут продолжаться до 11 или 12 часов ночи.
Отром же поднять в 7 часов и отправить в детский сад без скандала невозможно. "Хочу спать". "Никуда не пойду" и так далее...
Что делать? Ведь как-то нужно приучать ребенка к соблюдению графика?! Скоро в школу! Там опоздания очень плохо сказываются на успеваемости и отношении учителей к ребенку. Надоело ругаться. К тому же это не помогает!
Спрашивает: Алексей Викторович
Ответ
Здравствуйте, Алексей! В вашем случае нужно, во-первых, серьезно объяснить дочери, что спать необходимо и, судя по всему, больше, чем это удается ей (обязательно сообщите, что утром она сама же замечает, что не выспалась, по своему состоянию, а значит, раз нельзя встать позже, то придется лечь пораньше). В ее возрасте дети уже вполне способны понять подобные логические связи и сделать (при помощи взрослых) соответствующие выводы.
Во-вторых, попробуйте научить девочку ориентироваться по часам, чтобы затем озвучить время, в которое ей еще можно играть-читать-заниматься, а в какое уже пора готовиться ко сну. Можно не дожидаться, когда она реально сможет определять время по часам, а просто воспользоваться картинками — часы, на которых время, скажем, 20. 00 — внизу картинка — ребёнок рисует, часы показывают 20. 30 — ребенок моется в ванной, 21. 00 — читает, сидя на кровати, 22. 00 — спит. Пользоваться такой лентой будет удобно, потому что подобная подача информации, во-первых, понятна ребенку (наглядно), во-вторых, ваша задача просто обозначить, что нужно посмотреть на картинку и сравнить время с часами, а следить за исполнением девочка может сама, и это не вы делаете ей замечание, что, мол, пора оставить дела и готовиться ко сну, а просто "пришло время для... "
Третье действие, что вы можете предпринять — максимально ритуализировать процесс отхода ко сну: придумать последовательность действий, которая всегда будет одинаковой перед сном, чтобы девочка понимала, что если меня позвали, скажем, смотреть "Спокойной ночи, малыши", то после этого я иду пить молоко с печеньем, потом в ванну, потом переодеваюсь в пижаму, мне читают книжку в кровати, и я буду спать. День за днем выполняя одно и то же, включаясь в один и тот же алгоритм, ребенок со временем легко привыкает проделывать всю последовательность действий, начиная с первого, которое срабатывает как "пусковое", сопротивление пропадает, как и желание заняться чем-то другим.
Ну и последнее, возможно стоит обозначать проблемную для вашей дочери тему немного жестче, ведь взрослый почти всегда в состоянии сделать так, чтобы ребенок "послушался". Если вам сложно договариваться, попробуйте (хотя бы временно) таким образом моделировать сами внешние условия, чтобы они вынуждали ребенка действовать так, как нужно вам. Если вы заинтересованы в том, чтобы дочь все-таки отправлялась спать раньше, значит вы должны дать ей понять, что понимаете все ее потребности и желания заниматься разными интересными и полезными делами именно поздним вечером, но при этом не согласны на ее подобные "ночные посиделки". А взрослый все-таки вы, и имеете полное право в нужное время просто "надавить авторитетом". Если вы, скажем, спокойно, но строго сообщите, что через полчаса просто выключите свет в комнате, то возможности заниматься своими неотложными делами у девочки уже просто физически не останется.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог