Ваш ребенок впервые переступил порог школы? И столкнулся с массой нововведений: привычный детсадовский режим сменился на строгий распорядок, привязанный к расписанию уроков. Сорок утомительных минут за партой, выполнение домашних заданий, строгая дисциплина - как помочь малышу адаптироваться к этим переменам?
Синдром 7 сентября
Современные педиатры обозначили термином «синдром 7 сентября» физиологические последствия резкого перехода от беззаботной детсадовской жизни к школьным трудовым будням. Возросшая эмоциональная, интеллектуальная и физиологическая нагрузка вызывает у малышей неосознанную реакцию протеста. Как правило, примерно через неделю после первого звонка у них наступает период эмоционального, а также физического спада, который выражается в повышенной утомляемости, сонливости, раздражительности, потере аппетита. С одной стороны, все это возникает вследствие дезадаптации, т.е. нарушения приспособительных механизмов ребенка. С другой – связано с погодными изменениями, в частности, со спадом температуры, резкими скачками атмосферного давления, которые характерны для вновь наступившего осеннего сезона. Кроме того, повышенная возбудимость, вызванная массой новых впечатлений, зачастую негативно сказывается на продолжительности сна – первоклассники нередко страдают бессонницей. Обычно синдром 7 сентября длится 2-3 недели в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Чтобы процесс адаптации произошел быстрее, постарайтесь придерживаться правильного режима дня.
Правильный режим первоклассника
Поскольку ранние подъемы по утрам у большинства детей вызывают бурный протест, всегда укладывайте ребенка спать в положенное время. Оптимально – в 20:30. Режим необходимо соблюдать даже в выходные дни. Распределяя часы при выполнении домашнего задания, обязательно отведите некоторое время на отдых – короткие перерывы между занятиями (15 минут) позволят снизить нагрузку со зрения. Чтобы усвоение нового материала происходило быстро, всегда начинайте уроки со сложных заданий.
Как правило, у малышей именно письменные задания вызывают наибольшие затруднения. Если вы заметили, что ребенок быстро утомляется, обратите внимание на то, в какой позе он обычно сидит за столом. Малыш должен сидеть прямо, опираясь на спинку стула. Чтобы физические и умственные силы не покидали ребенка, ежедневно выделяйте 40 минут на тихий час. Недавние исследования российских ученых показали: дети, привыкшие к непродолжительному дневному сну, способны в 1, 5 раза быстрее решать задания интеллектуального теста, чем их постоянно бодрствующие сверстники.
Родительская поддержка
Для того чтобы помочь малышу с адаптацией, необходимо интересоваться его новой жизнью. Налаживание тесного взаимодействия с классным руководителем будет полезно, ведь совместными усилиями вы сможете помочь малышу быстро усвоить новые обязанности. Накануне 1 сентября объясните ребенку, какие существуют правила в рамках школы: как обращаться к педагогу, вести себя в столовой и т.д. Не прибегайте к формальному общению, задавая вопросы о школьной жизни, не ограничивайтесь дежурной фразой: «Как ты сегодня себя вел?» Делайте акцент на эмоциональной сфере: «Что интересного с тобой сегодня произошло?», «Что было самым удивительным?»
Если вы заметили, что ребенок после школы апатичен, вял, с трудом идет на контакт, имеет смысл обратиться к психологу, чтобы выяснить причину такой затянувшейся дезадаптации: это может быть недостаток самостоятельности, отсутствие достаточных коммуникативных навыков или мотивации к учебе – важно обозначить проблему и планомерно двигаться к ее решению. Это нелегко, но важно: ведь ребенку предстоит провести в стенах школы десять лет, и именно на первоначальном этапе закладываются основы его дальнейшей адаптации в школе и жизни.