Вопрос
Здравствуйте. Моему внуку 2г 9мес. Мальчик сообразительный, хорошо развита мелкая моторика, любит играть с машинами, рисовать, всё понимает,знает название всех предметов,может принести или сделать всё что ему скажут, но до сих пор не говорит(кроме нескольких слов) В 2г и 3 менс отдали в садик. В садике проблемы : не хочет заниматься на занятиях, не выполняет вообще ни каких требований воспитателя, всё что делают ребята ломает. Если ему говорят ,что так делать нельзя. то он падает, начинает биться головой об пол, кричать. Дома родители , чтоб он так не делал. стараются ему угодить. Когда он бывает у нас в гостях. то мы стараемся при его падении посто отойти в сторону и не обращать внимания или перенести его в другую комнату, где нет никого ,и через некоторое время он выходит как ни в чём не бывало. когда нет рядом родителей, то он вообще "примерный" мальчик. В садике воспитатели не могут с ним справиться совсем и буквально недавно в обед вызвали родителей и попросили его забрать. Настоятельно требовали обратиться к врачам. Мы обращались к врачам (к сожалению у нас нет детских психологов) , врачь сказал, что ребёнок нормальный, просто проблемы с воспитанием. Теперь нам "мягко "намекают подлечиться от нервов(но с нервами всё в порядке) и возможно перестать водить ребёнка в сад. Спрашивают у на с что делать, вот и я думаю ЧТО ДЕЛАТЬ? Как помочь и внуку и родителям и воспитателям! Как отучить его от этих истерик. Помогите! Спасибо.
Спрашивает: Анишина Светлана Шамильевна
Ответ
Здравствуйте, Светлана Шамильевна!
Мне сложно оценить ситуацию, не видя ребенка, конечно, но судя по тому, что вы описываете, я, наверное, соглашусь с врачом, которому вы показывали мальчика — вряд ли за его поведением стоят какие-то физиологические особенности и медицинские проблемы. Скорее всего, это способ, который мальчик избрал, чтобы взаимодействовать с окружающими, показывая свое недовольство, желая добиться своего, ведь таким образом он реагирует только на замечания. Собственно говоря, его даже вполне можно понять — он ведь не разговаривает, а выразить свои переживания хочет.
Если исходить из такой трактовки проблемы, то действовать можно следующим образом. В первую очередь, стараться самим минимизировать проблемные ситуации: если мальчик мешает работе других, воспитателям имеет смысл сажать его рядом с собой, например. Кроме того у вас в арсенале уже есть как минимум два действенных способа: как делают родители мальчика — «угождать ему», чтобы предотвратить это битьё головой об пол, и как делаете вы - спокойно реагировать на столь экспрессивное выражение эмоций ребёнком. Можно сообщить мальчику, что вы принимаете его чувства «я вижу, ты очень расстроен / обижен / разозлился», можно помочь ему успокоиться, такой способ выражения чувств, повторюсь, может и не приемлем, но по крайней мере понятен в случае, когда речи у ребенка ещё нет. Главное чего делать не стоит, так это закреплять такой способ манипулирования окружающими — то есть отдавать то, что забрали, разрешать то, что запретили, после показательного битья головой об пол категорически нельзя.
Так что мне кажется, если родители как-то умудряются избегать проблемного поведения сына, а у вас и вовсе внук «примерный мальчик», то дело осталось за малым — наладить отношения с ним воспитателям. Расскажите им, как справляетесь вы, попробуйте попросить уделять ему чуть больше внимания для предотвращения острых ситуаций, которые обычно провоцируют малыша на это битьё об пол головой. Однако будьте готовы к тому, что воспитатели, могут сослаться на то, что детей в группе много и времени возиться с кем-то одним у них нет, и вашим рекомендациям последовать не захотят.
В любом случае, забирать ребенка из детского сада на основании жалоб воспитателей вы не обязаны, уметь строить отношения и справляться с воспитанниками это и есть работа воспитателей, так что им в любом случае придется что-то делать самим, в крайнем случае дождаться, когда мальчик начнет разговаривать и с ним станет можно договориться.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог