Вопрос
Здравствуйте! У меня такая проблема:я дочь 4 лет никак не могу завести в садик,уже с самого утра она начинает говорить и плакать:"я не хочу идти в садик" когда приходим в группу она дико кричит,в меня вцепляется,не отпускает,у меня сердце при всем этом обрывается,до этого была смена воспитателей и не одна,но дело не в них. На этой же самой группе работала моя подруга нянечкой и при разговоре с ней я спрашивала не обижает ли ее кто,как воспитатель относится,на что она мне дала ответ:"она из ребятишек ни с кем ни играет,целый день она ничего ни ест вообще ничего. не спит,а только весь день и ревет и ревет,я уже незнаю что делать,ее смотрели специалисты она нормальный,умный,адекватный ребенок,после прихода с сада домой она снимает верхнюю одежду и сразу ложится на диван и весь вечер она лежит не встает,глаза от слез каждый день опухшие,по ночам плохо спала все всхлипыла практически не спала вообще,мы с мужем подумали что сглаз свозили полечили ее,оказалось что сильный испуг на ней,вылечили,ночами стала спать,кушать дома,но в садик по прежнему с истериками и опять же ничего ни ест,возможности сидеть дома нет,подскажите что с моим ребенком?я просто незнаю что делать.
Спрашивает: Теплякова Марина Алексеевна
Ответ
Здравствуйте, Марина Алексеевна!
Как я уже писала здесь в ответе на один из предшествующих вопросов, грань между адаптацией (которую просто надо принять как факт, и помочь ребенку ее пережить) и сильнейшим стрессом, который некоторые дети испытывают при посещении детского сада, проходит в детском поведении дома. В период привыкания к детскому саду нормально (ну или по крайней мере является обычным для детей) нежелание идти в сад утром, слезы при расставании с родителями, по дороге в сад или еще дома при сборах, дети могут быть расстроенными или плакать и после ухода родителей, но как правило успокаиваются в течение 15-20 минут максимум, могут плакать в течение дня (чаще всего при смене видов деятельности или когда вспоминают о маме и папе). Обычно адаптационный период полностью заканчивается спустя месяц-два после начала посещения детского сада, этого времени как правило достаточно, чтобы окончательно привыкнуть к новой обстановке, режиму, людям, а все острые проявления (плач, истерики и т. п. ) должны закончиться быстрее.
Соответственно то, что описываете вы — крайне неблагоприятный сценарий по очень многим основаниям. Во-первых, ваша дочь не спит, не ест в детском саду, не играет с другими детьми, а значит ее никак нельзя заинтересовать идеей, что она, мол, побудет тут с другими детишками, пока вы на работе (подобные рассказы хорошо действуют на многих детей, которым интересно с другими малышами). Во-вторых, если воспитатели не преувеличивают, и девочка «весь день ревет в саду», это крайне печально, ведь говорит о том, что тоска по родителям в разы сильнее интереса ко всем тем занятиям, что могут предложить девочке в детском саду. И третье, то, что тревожит меня больше всего — ребенок ничем не занимается дома (честно говоря, мне даже представить сложно ребенка, который просто ложиться на диван и весь вечер лежит, ведь взрослые так ведут себя в состоянии глубокой депрессии), плохо спит и плачет по ночам. Это говорит о том, что травмитизм истории с детским садом распространяется и на жизнь ребенка дома, девочка настолько подавлена, что не хочет ни заниматься ничем, ни общаться с вами, хотя страдает в саду больше всего именно от разлуки с вами.
Разумеется, лучшим решением было бы забрать девочку из детского сада хотя бы временно, но если это категорически невозможно, то нужно обязательно прояснить с ней, что именно в детском саду вызывает у нее такое стрессовое состояние. Может быть стоит сократить время ее пребывания в детском саду (забирать пораньше например), перевести в другую группу (описав проблему заведующей и попросив подобрать максимально доброжелательных воспитателей и группу, где меньше всего детей), обязательно поговорите со штатным психологом детского сада, который обязан наблюдать детей в адаптационный период и помогать им при необходимости, пусть обратит внимание на вашу дочь (обязательно расскажите о ее настроении и поведении дома).
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог