Вопрос
Здравствуйте моей дочке в июле будет 6 лет, она нас вообще не слышит и не хочет даже слушать. В детском саду тоже делают замечания что она не слушает. Дома постоянно скандалы она как будто делает все назло , если ей говориш что Милаша это нельзя она все рано говорит что Я хочу и все , У меня уже нет сил с ней бороться может вы что подскажете как с ней найти общий язык
Спрашивает: Леушева Надежда Сергеевна
Ответ
Здравствуйте, Надежда Сергеевна!
Чтобы ребенок вас лучше услышал чисто физически, старайтесь обращаться к нему тогда, когда он ничем не занят, готов вас воспринимать, убедитесь, что дочь отвлеклась от своих занятий, когда хотите о чем-то попросить ее. Говорите, установив зрительный контакт с девочкой, присядьте на корточки, сядьте рядом и т. п. , чтобы вы могли видеть глаза друг друга, таким образом вы сможете контролировать внимание ребенка.
Чтобы ребенок лучше слушался, стоит отказаться от приказного тона («или убирать игрушки!», «хватит играть в компьютер» и т. п. ) и замечаний («не трогай», «прекрати шуметь») в пользу сообщения правил («здесь ведут себя тихо», «смотрим глазами, не трогая руками»), безличных конструкций (без "я сказала" и т. п. ) и констатации фактов («на полу куча игрушек!», «время твоей игры на компьютере вышло»).
О том, что можно обсудить заранее, где можно поставить границы, договорившись, что называется, «на берегу», делайте это: обсуждайте, во сколько грядет уборка игрушек, сколько времени отводится компьютерной игре и т. п.
Пересмотрите свою систему запретов, если девочка остро реагирует на «нельзя». Если что-то можно, но не в этих условиях, сообщите, когда будет можно. Запрещайте, разрешая: «перестань, пожалуйста, шуметь, выйдем на улицу, ты сможешь покричать громко». В ответ на вопрос «Можно мне конфету?» не говорите резкого «Нет», скажите: «Да, но только после съеденного супа». Когда из запретов таким образом останутся только те вещи, которые реально вредны, опасны для здоровья или недопустимы по ещё каким-то серьезным причинам, вы сможете просто жестче поставить границы, сделать так, чтобы недопустимое поведение было в принципе невозможно. Практически в любой ситуации можно, ориентируясь на месте, придумать такие варианты своего поведения, чтобы ребенок не мог продолжать делать то, что вы считаете недопустимым, чисто физически. Увести с «поля боя», забрать необходимые предметы, различными путями создать такие условия, чтобы при всем своем «хочу», «могу» было нереальным. Если таких принципиальных для вас запретов будет немного (а так и должно быть), то девочка довольно быстро привыкнет к правилам, устанавливать которые и есть задача взрослого.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог