Вопрос
В 2014 году мой сын Миша пошел в 1 класс. Учится он в гимназии — самом лучшем заведении города по уровню знаний. Перед этим прошел там же успешно подготовку к школе. 1,5 года занимался танцами, в 2015 году бросили, потому что танцы 6 дней в неделю, он стал уставать, чаще болеть и отказывался их посещать. Несмотря на то, что теперь на дополнительные кружки Миша не ходит, практически каждый день я вижу слезы на его глазах при выполнении домашних заданий. Да, нагрузка достаточно большая, 2-3 часа уходит на выполнение домашней работы, помимо этого сейчас мы готовимся к олимпиаде, он сам захотел сходить и проверить свои силы, но меня изматывает его поведение, когда, то читаем со слезами, то пишем со слезами. Уроки, чем дальше, тем больше, его не привлекают вообще. Невнимательность, рассеянность, нежелание читать задания до конца, ошибки даже при переписывании текста только растут как снежный ком. Интересуют лишь посещение буфета, игры других детей в планшеты, которые они носят в школу (у нас нет планшета). Когда его справшивают, нравится ли учиться, отвечает да, мне интересно и я хочу учиться. Я не знаю в чем причина, поведение сына идеальное, он спокойный, добрый ребенок, никого никогда не обидит, но почему то совсем перестает воспринимать школьный материал вообще, ничего не помнит из уже изученного и заканчивает домашнюю работу со слезами. Что делать?
Спрашивает: Петрова Лидия Сергеевна
Ответ
Здравствуйте, Лидия Сергеевна!
Откровенно говоря, такие вопросы как ваш для меня очень сложны. Я очень понимаю детей, которые плачут над домашними заданиями. И мне лично роль родителя в данной ситуации видится как роль помощника и человека, который поддержит и вдохновит, поможет организовать работу, распределить время и нагрузку.
Детям объективно тяжело, они учатся в школе, а потом приходят домой и им даже некогда отдохнуть, потому что современные домашние задания занимают огромное количество их времени (2-3 часа — это же огромный промежуток времени для работы, согласитесь) и доставляют к тому же массу негативных переживаний. Это происходит потому, что объем действительно очень большой, а особенного интереса домашние задания у детей не вызывают, поэтому мотивация к учебе, которой на самом деле должна быть чистая познавательная потребность, очень быстро угасает... Баланс «интересно» и «надо» очень сильно искажается в сторону «надо», и дети теряют интерес к учебе, сопротивляются, переживают.
Можно обсудить с сыном сложившуюся ситуацию, рассказать, что вы обеспокоены происходящим, его состоянием. Спросить его самого, чем ему помочь, проговорить, что вы видите, как ему трудно, что заданий действительно много и они занимают много его времени. Договоритесь, что вы будете ему помогать — может быть разбить выполнение домашних заданий на временные или смысловые блоки, перемежающиеся коротким отдыхом (решаем десять примеров и пьем чай, например). Обсудите, как он может отдыхать, какие варианты короткого отдыха он может предложить сам. Может быть некоторые домашние задания делать вместе — вы можете читать задание например, или еще как-то облегчить и ускорить процесс.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог