Вопрос
Добрый день. Сыну 2,1 г, с 1,5 лет ходит в детский сад. Сын активный, любознательный, веселый. Но чуть что не по его, сразу начинает плакать, пытаемся переключить его внимание, не всегда получается. В садике и при других людях (бабушки, воспитатели,тетя), ведет себя очень хорошо, слушается и нет капризов, но с родителями и сестрой все меняется.
Еще огромная проблема его собрать куда бы то не было, в детский сад, гулять, в гости, куда угодно, пытаемся договорится с ним, он не обращает внимания на слова, продолжает играть, беру в руки начинаю одевать, он выгибается, кричит, убегает, увлечь чем то заманить ,то же не выходит, в итоге по утрам больше часа всей семьей пытамемся его одеть, то же самое при сюоре из дет сада домой, сижу в раздевалке по минут сорок. Сын находит массу занятий себе , чтобы не одеваться((((. Состояние Хелп, нервы сдают, пью успокоительные.
Спрашивает: Цветкова Юлия Николаевна
Ответ
Здравствуйте, Юлия Николаевна!
Вообще для двухлеток характерно подобное поведение, поскольку дети вступают в тот возраст, когда они уже многого хотят, но мало чего могут и с трудом понимают, как добиться своего. Это конечно не такое прочно утвердившееся в обиходе понятие как кризис трехлетнего возраста, чтобы можно было к нему апеллировать, однако, какой-то «кризис» у детей в этом возрасте определенно есть, иначе за двухлетками не укрепился бы эпитет «кошмарные».
Дети проверяют границы, и задача взрослых уверенно и четко показать, где эти границы проходят, что можно, что нельзя, что допустимо, что нет. Если вы намерены одевать ребенка, так и скажите «Сейчас мы будем одеваться», не пытайтесь договориться, вам не нужно согласие ребенка, если уже решили собираться и должны начать это делать. Разумеется, малыша нужно предупредить заранее, что вы будете уходить, нужно четко обозначить, когда это произойдет. Но речь не идет о времени, течение которого такие маленькие дети не понимают, нужен какой-то осязаемый символ, поставить таймер («позвонит вот такой звоночек, и мы станем собирать игрушки и одеваться») или зайти в комнату («пока поиграй, а попозже я приду, и мы вместе уберем игрушки и пойдем одеваться»). Скорее всего (особенно поначалу, когда вы только начнете практиковать подобный подход) ребенок не будет готов сразу и всё равно станет сопротивляться, но ваша задача быть последовательной и все-таки начинать одеваться.
Главная ваша задача самой успокоиться и вести себя уверенно, дети очень это чувствуют, если вы готовитесь к войне — вы ее получите, если вы подойдете к ребенку уверенно, у вас больше шансов добиться своего. При одевании старайтесь привлекать малыша к процессу, чтобы он видел, что его вклад важен, он тоже участвует, а не просто мама хочет его одеть (пусть и «корячится» как хочет): «принеси носочки», «сможешь сам надеть шапку?» и пр. Обязательно несколько раз проговорите, приходя за ребенком в сад, какую-то заранее заготовленную речь содержания примерно «Когда за детьми приходят родители, они начинают собираться, когда я пришла, мы с тобой одеваемся и уходим», пусть сын привыкает к вашей установке (вам и самой тоже будет полезна эта «мантра»). В процессе возвращайте сына к тому, что должно происходить «мы одеваемся, что ты сейчас надеваешь?», если он «сливается» играть или вас не слушает. Наберитесь терпения и учитесь договариваться не только в смысле уговаривать и отвлекать, но и проявлять последовательность и четкость.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог