Вопрос
Здравствуйте. Моему ребенку 2. 5 года мальчик. У нас проблема в том, что все что ни попроси сделать он делает наперекор, или не делает вообще. Для того чтоб он сделал то что нужно, приходиться просто извращаться в выдумках чтоб он согласился помыть руки, или пойти на прогулке в нужном направлении. Иногда бывает, что замахивается на нас ногами, если не хочет что-то делать. Например мы идем гулять на площадку, на улице мороз он тут же тащит меня к качеле. Я объясняю ему, что сейчас холодно давай покатаемся немного и поиграем во что нибудь еще, на это он падает и катается по земле хочу на качелю. Вобщем не стащить с качели. Никаких объяснений слушать не хочет. Со сном вообще просто проблема, он будет елозить и кувыркаться в кровати пока я не прикрикну, что пора спать. Началось это недавно, мы как пошли в сад ему стало очень нравиться читать перед сном, до садика я колыбельки ему пела. Вот мы читали всегда потом выключали свет и засыпали. Сейчас я начинаю читать он начинает, то ему другая книжка нужна, то ему мягкая игрушка нужна, вобщем читаю никому. Вообще спать он всегда плохо уговаривался, но сейчас как-то особенно плохо. Подскажите что делать?
Спрашивает: Сазонова Ирина Владимировна
Ответ
Здравствуйте, Ирина! Возможно, дело в подкравшемся кризисе трехлетнего возраста, а может быть такова реакция вашего сына на посещение детского сада (ребенок проводит с вами меньше времени и хочет это время сделать более насыщенным, привлечь к себе побольше вашего внимания, пусть даже это внимание будет негативным). В любом случае, когда дети проверяют границы дозволенного, они должны увидеть эти границы как можно четче. Что касается просьб сделать что-то, лучше всего дети реагируют на повествовательные предложения типа «сейчас мы будем одеваться» или предложения «давай оденемся!», нежели на указания «одевайся!». Простое сообщение они обычно воспринимают лучше, чем приказы, которым сразу хочется сопротивляться. Еще детям, с которыми сложно договориться, очень помогает возможность выбора, если вы предложите выбрать, синие или зеленые носки он хочет сегодня надеть, то это сместит акценты с проблемы самого одевания носков на выбор их цвета. Что касается сна, если вам важен ваш ритуал отхода ко сну (с чтением книжек), то нужно ввести правило, что ты ложишься, выбрав книгу и молча с закрытыми глазами слушаешь, как я читаю, стараясь заснуть. Соответственно, во всех случаях нарушения этого правила (просит другую книгу, игрушку, ворочается и т. п. ) вы просто перестаете читать и ждете, когда снова будут соблюдены все условия. Это сложно и может показаться нудным, но со временем сын привыкнет и станет лучше выбирать книги и сразу брать игрушку. Если сам ритуал отхода ко сну для вас не так важен, и не существенно, что будет происходить, лишь бы сын заснул, то нужно запастись терпением и ждать, пока успокоиться, менять книги по просьбе, давать игрушку и т. п. Можете попробовать засыпать под музыку, аудиокнижки, с проекторами картинок на потолок, любые другие способы, может, что-то окажется действеннее, чем чтение книг. И кстати, раз он диктует свои условия, то вы тоже можете диктовать свои, ничто не мешает вам сказать «ты не слушаешь, как я читаю (раз вы говорите, что «читаете никому»), и я перестаю читать, почитаем в другой раз, когда ты будешь готов слушать». И последнее самое важное про сон, засыпание — такой тонкий процесс, что к нему обязательно нужно подойти подготовленным, особенно если ребенок беспокойный: за некоторое время до укладывания нужно настроиться на отдых, играть в тихие спокойные игры, принять ванну, посидеть вместе на кровати, обнявшись, тихонько о чем-то поговорить, посмотреть в темноту в окошко и т. п.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог