Вопрос
Добрый день! Подскажите пожалуйста что мне делать... Ребенку через месяц исполнится 4 года. Ребенок не послушный, главная проблема, что он толкает детей или руками бьет, на площадке может забрать игрушки.. Устала ему объяснять, что так делать нельзя, что надо договариваться... даю уже ему ремня.. если начинаю повышать голос, он повышает на меня, в общем доводит до нервных срывов, меня не слушает, надо чтобы было по его... Дома с игрушками почти не играет, только мультики ему подавай... А если мы оказываемся вместе с мамой (бабушкой) то вообще на голове стоит если что не по нем, дерется, плюется, орет.. вообщем до истерики.. Ко всему еще болезненный, в сад ходим неделю, месяц дома... и шкодливый в добавок.. Еще если, например, говорю ему раз 10 напротяжении часа, что пошли домой с улицы, и забираю его уже за руку... то он, бьет меня руками... в прочем при истериках. лупит меня руками... Устала уже ему объяснять по 100 раз или не слушает или не понимает или такой характер незнаю, в итоге доводит меня и получает по жопе... Как быть, как бороться... может нам к психологу на сеансы надо... Еще до сих пор ночью мы писяемся и почти с детсва раздирает большие пальцы себе почти до крови... уже и компрессы делали... У нас еще в 20 дней операция была, пилорастеноз... может и она дала отпечаток?
Спрашивает: София
Ответ
Здравствуйте, София!
По всей видимости, настал момент, когда ребенку нужно показать, а не рассказать, какое поведение допустимо, а какое нет. Если что-то происходит, и вам это не нравится, вы можете осуждать поведение своего ребенка, ругать его, пытаться объяснить, что это плохо и почему, но как правило это не имеет воздействия на детей. Они чувствуют, что могут запросто делать так ещё и ещё раз, быстро понимают, что «им за это будет», и привыкают к нотациям, ругани и даже рукоприкладству родителей.
Самый действенный способ показать детям, что их поведение недопустимо — это физически не допустить его (такого поведения).
Ребенок замахивается, чтобы вас ударить, вы коротко (заранее заготовьте какое-то подходящее для вас клише) сообщаете, что там с вами обращаться нельзя или драться и вовсе запрещено, перехватывая руку ребенка.
Ребёнок забирает чужую игрушку, берите её, возвращайте хозяину (ещё лучше, если успеете поймать ребёнка на порыве отнять до того, как он завладеет чужим), спокойно, но строго говорите «Если ты хочешь поиграть с этим, спроси разрешения у хозяина».
Можете брать его на руки, выводить из комнаты, уходить домой с детской площадки и т. п. — главное сделать физически невозможными те действия, которые вы считаете недопустимыми для своего ребенка.
Будьте спокойны, терпеливы, придумайте короткие и безличные формулировки, похожие на правила, а не на запреты (и тем более угрозы). Понадобится некоторое время, но когда ваш ребёнок увидит, что это реально не работает, он перестанет вести себя так, дети хорошо понимают, что не действующие приемы добиться своего бессмысленно использовать, они закрепляют в своем поведении только те стереотипы, которые приносят им видимый результат. Так что в наших силах (взрослых, родителей) корректировать поведение детей своими реакциями.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог