Вопрос
Здравствуйте. Сыну 4 года 4 месяца. Что-то я упустила в его воспитании. Совершенно не реагирует на мои просьбы. С уборкой игрушек постоянная проблема. Если ему говоришь НЕЛЬЗЯ,делает все наоборт. Может твердить свою просьбу целый час. Кота замучил. Объясняю ему,что с котом нельзя так поступать (бьет,таскает за хвост,закрывает в шкафу)-бесполезно. Постоянные истерики. Если пытаюсь наказать-не получается. Например: отвожу его в комнату,говорю ему:,. Посиди,подумай над своим поведением!,,тут же выходит и продолжает по-своему. Пыталась поставить его в угол-та же история. Не силой же его там держать... Говорю:,,Не трогай меня,пожалуйста. ,,-специально хватает за руку,за подол и не отпускает. Как только младшая дочь(8 месяцев) что-то возьмет,ему тут же это надо,подбегает и вырывает у нее прямо из рук. Незнаю что делать,у меня уже паника. Понимаю,что сама виновата в этом,но незнаю как решить эту проблему. Он у меня отстает в речи-очень плохо говорит. Скоро идем в психоневрологический санаторий,может после него наступит улучшение... Но сейчас я в расстеренности-у меня ничего не получается...
Спрашивает: Кораблина Вера Юрьевна
Ответ
Здравствуйте, Вера Юрьевна!
Если говорить о проблеме с уборкой игрушек, то стоит сказать, что у детей в таком возрасте нет никакой мотивации, чтобы наводить порядок самим, играть им интересно, убирать — определенно нет, так что требуется или особенная сознательность со стороны ребенка, или разносторонняя помощь со стороны взрослого. В первую очередь, понаблюдайте за тем, как ваш сын играет, и какими игрушками он реально пользуется, после чего уберите лишние, меньшее количество игрушек будет оказываться на местах быстрее. Постарайтесь придумать систему хранения, которая облегчит процесс уборки. Некоторым детям удобнее иметь одну большую коробку, куда они просто скидывают все игрушки, кто-то предпочитает разбирать в разные ящики по сортам, тогда ребенок получает задание сначала собрать все мячики например, а потом все кубики, и т. п. , постарайтесь придумать то, что подходит и будет интересно вашему ребенку. Обязательно участвуйте в уборке, особенно на первых порах, помогайте сыну, придумывайте задания, что собрать, куда отнести и убрать, успеет ли он, пока вы считаете до пятнадцати и т. п. Приглашайте сына участвовать в уборке: «Сейчас мы будем убирать игрушки», «Пришло время навести порядок в комнате», а не указывайте «Иди убирай игрушки!».
Это касается и всех остальных просьб, так же старайтесь переформулировать их в повествовательные предложения из побудительных «пора почистить зубы» вместо «иди чисти зубы», «будем говорить тихо» вместо «перестань кричать!» и т. д. Кстати и про нельзя, запреты чаще всего тоже можно сформулировать так, что они станут разрешениями, например, если сын хватает конфету, можно сказать не «нельзя есть конфету перед обедом!», а, забрав конфету, сообщить «ее можно будет съесть сразу после супа». Подобный прием, правда, не касается тех «нельзя», которые «недопустимо», например, как в вашей ситуации с котом, его никогда нельзя будет бить мучить, так что тут придется проявить твердость и уделить проблеме пристальное внимание. Старайтесь ловить сына до того, как он схватит кота или сразу с поличным, строго сообщите «Так с ним обращаться нельзя, его можно только гладить» и покажите как. Если вы какое-то время будете начеку, то сын увидит, что так с котом обращаться действительно недопустимо, потому что мама этого в прямом смысле не допускает (не наказывает после, не рассказывает, как это плохо, а ловит и старается предотвратить). Увидев, что вы действительно защищаете кота, сын со временем перестанет мучить его. То же самое можно реализовать и с младшей сестрой, перехватите руку сына, строго скажите: «Нельзя вырывать из рук вещи, попроси ее, и она тебе отдаст», и помогите малышке вернуть брату нужную ему вещь.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог