Вопрос
Здравствуйте! Девочке 4 года 9 мес.
Мы ходим в садик с 2х лет, и раньше она говорила, что у нее есть подружка в саду Василиса, но по истечении месяцев 4-6 у Василисы появилась своя подружка и они, как я ни рекомендовала Алене играть втроем, не принимали ее в игры (недавно в Новогодний праздник я хотела сфотографировать ее с Василисой, но Василиса отошла и сказала — я не хочу)
В этом году у нее появилась другая подруга, но вот опять прошло полгода и эта девочка тоже не общается с Аленой.
Вчера перед сном Алена у меня спросила, что же ей делать и почему у нее нет подруг?
Спрашивает: Егорова Екатерина Владимировна
Ответ
Здравствуйте, Екатерина Владимировна!
У взрослых и у детей несколько, если не сказать абсолютно, разное представление о дружеских чувствах. Дети могут дружить и не дружить с одним и тем же человеком по десять раз на дню, и вообще дружат по большому счету с тем, с кем просто чаще всего играют. Взрослые понимают, что друг это близкий по духу человек, без поддержки которого бывает очень трудно, да и истории дружбы у них уже подлиннее. Так что когда ребенок говорит, что у него нет друзей, не стоит сразу думать про таких друзей, как у нас, скорее всего речь идет о конфликтных ситуациях с кем-то из детей и том, что ребенку просто оказывается не с кем поиграть.
Детская детско-садовская дружба вообще субстанция очень хрупкая, и главное объяснить это ребенку, не нивелируя его собственных чувств. То есть твои переживания важны, и мы будем с ними справляться, потому что это действительно грустно, когда у человека нет друзей. Но мы будем понимать, что другие дети могут думать и делать разные вещи, и относиться к дружбе по-разному, так что когда с тобой не дружат две конкретные девочки в пять лет — это не повод думать, что жизнь кончилась, а ты одинока.
Поговорите с дочерью, обсудите ситуацию, предложите вместе придумать решение. Задайтесь вопросом «что можно сделать?» и запишите все варианты ответов, придумайте свои решения, дочь пусть озвучит свои. Записывайте все без разбора, можно даже специально озвучить фантастические варианты (взмах волшебной палочки вернёт девочке подруг). Потом обсудите каждый вариант на предмет реальности — можно ли это воплотить в жизнь — и выберите те варианты, которые будете применять в жизни. Проговорите конечное решение и обсудите, что дочь сделает первым делом — каким будет первый шаг.
В процессе рождения решения обычно появляются разные версии, которые не рассматривались ранее и вообще получается взгляд на проблему под другим углом. Постарайтесь обратить внимание дочери на то, что есть несколько стратегий возможного поведения в сложившейся ситуации, и решение не однозначно. Можно, например, попробовать поговорить с девчонками, разобраться, что произошло и попробовать вернуть подруг. Можно начать общаться с другими девочками или мальчиками в группе, пытаясь завести новых друзей. Можно сосредоточиться на том, чтобы влиться в какую-то компанию или самой притянуть к себе нескольких человек (чтобы таким образом не зависеть от одного друга в будущем). Можно в принципе временно оставить вопрос дружеских чувств и просто играть с детишками, с какими получится и будет интересно, и не заботиться о построении отношений сейчас.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог