Вопрос
Здравствуйте. Моему сыну 4. 6года. у него есть воображаемый друг волк,который ходит на работу,ходит гулять и мой сын жалуется волку если я его ругаю. я попросила нарисовать волка. Ребенок нарисовал его желто-красным и с большой улыбкой. Нормальна ли такая дружба,У меня есть еще младшый сын 1. 4года. Старшый очень обидчевый,часто плачет или кричит. И в то же время очень помогает мне по дому ,читает,учим английский. Меня беспокоят частые перепады настроения и плаксивость. спасибо.
Спрашивает: тищенко ярослава
Ответ
Здравствуйте, Ярослава! С одной стороны, конечно, наличие воображаемого друга настораживает, это сигнал того, что ребенок не находит эмоциональной поддержки в реальном мире, и именно со стороны взрослых (потому что, заметьте, его друг-волк не сверстник, а взрослый, ведь он, по словам мальчика, ходит на работу). А значит, в этом направлении вам придется обязательно поработать. Вы должны дать понять вашему сыну, что вы всегда готовы его понять и поддержать, что вы любите его, даже если вы ругаетесь или ссоритесь. Но с другой стороны, ничего патологического в наличии воображаемого друга у ребенка-дошкольника нет, дети этого возраста с легкостью фантазируют: придуманные персонажи и ситуации воспринимаются ими как реальные, вызывают настоящие переживания и эмоции. Поэтому воображаемый друг — это достаточно распространенное явление для детей-дошкольников, в течение ближайшей пары лет воображение постепенно получит несколько иное направление развития, и подобное общение вашего сына с нафантазированными персонажами должно прекратиться. Если, как вы говорите, мальчик и в самом деле эмоционален, обидчив и плаксив, вам стоит уделить внимание развитию его эмоциональной сферы: поищите упражнения и игры для тренировки саморегуляции, научите идентифицировать эмоции и называть их словами, выражать негативные переживания приемлемыми способами и т. п.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог