Вопрос
Здравствуйте! Моему сыну сейчас 4 года 8 мес. Ходим в сад, школу (танцев). Семья полная. До 4 лет был очень добрый, послушный и спокойный ребенок. Никогда ни ударил никого с песочницы, дружелюбен и очень активен. Истерик НИКОГДА не закатывал в магазинах.. Последние пол года его поведение просто ставит в пупик. Резко перестал слушаться ВСЕХ! (дома, сад. школа) В магазинах начал все хватать (не с просьбой купить, а просто потрогать) Балуется, не слушается, проявляет агрессию, если что то сделали не по его. психует. Обзывается на папу, бабушку. Со мной себе такого не позволяет. (я могу и по попе за такое). Когда его все устраивает по прежнему добрый, очень нежный и милый ребенок. Хотя и очень крученый. Хотелось бы узнать и разобраться в пичине такого поведения. И как нам себя вести с ним. Спасибо!
Спрашивает: Мама Матвея
Ответ
Здравствуйте!
Если значительные изменения в поведении начались резко и сразу во многих сферах жизни ребенка (дом, детский сад, дополнительные занятия), значит дело не в общении ребенка с конкретными людьми, а в каком-то внутреннем процессе. Какие-то изменения происходят в его внутреннем мире, старые, привычные формы взаимодействия перестали работать, ребенок пробует что-то новое, он заново проверяет на прочность устоявшиеся границы и правила. Ваша задача — дать понять, каковы же эти границы и правила. Возможно, какие-то условия нужно будет пересмотреть, чтобы дать ребенку больше свободы и самостоятельности. Скажем, годовалому малышу действительно не стоит трогать товары в магазине, поскольку он просто может быть неаккуратен, а пятилетке в принципе уже можно было бы разрешить брать что-то с полок. Единственное, стоит договориться, что это не будет просто хватание всего подряд, а именно ознакомление и выбор. Подумайте, в каких еще сферах и местах вы могли бы предоставить мальчику больше свободы, бунт (балуется, не слушается) — это чаще всего сигнал именно того, что ребенок хочет и готов к большей свободе и ответственности, а взрослым всё ещё удобен привычный послушный малыш.
В тех случаях, когда вы идти на уступки не готовы, например, если речь идет об агрессивном поведении, вы должны дать понять, что обзывательства и рукоприкладство для вас недопустимы. Недопустимое поведение нужно не допускать (да, тут нужна тавтология) чисто физически. Очень хорошо должна быть заметна разница между тем, что сделать можно, и вы это осуждаете, не понимаете, вам не нравится, и тем, что делать категорически нельзя, что недопустимо. Вам нужно будет всячески препятствовать недопустимым для вас проявлениям в поведении ребенка. Заготовьте короткую фразу «Мне не нравится слышать такое! Так разговаривать с бабушкой/мной нельзя, это не уважительно, когда захочешь поговорить спокойно/нормальными словами — приходи» и выводите ребенка из комнаты всякий раз, когда он начинает ругаться и обзываться. Можете придумать другие способы, но всякий раз это должны быть не просто слова, что так, мол, нельзя, а обязательно какие-то действия, показывающие, что вы готовы включиться, что вам важно сделать так, чтобы означенного поведения не было. По попе, кстати, не обязательно, но ребенку должно быть четко понятно, что за каким-то его поведением следят и недопустимое действительно не допустят. Если вы будете последовательны, мальчик увидит, что таковы правила, и примет их, но разумеется, потребуется время, чтобы проверить вас на прочность и самому привыкнуть.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог