Вопрос
Здравствуйте ! У меня сын 7,5 лет ,постоянные жалобы на поведение в школе :бегает ,ползает, болтает на уроке (это все меня не очень беспокоило,все таки мальчик ,тем более после разговоров обычно какое то время ведет себя нормально), дальше больше : дерется, ругается матом ,показывает неприличные жесты ,в столовой играет в посуду и кидается прдуктами и тд. По учебе претензий нет ,наоборот ставят в пример. Еще занимаемся карате ,очень нравится ,и там как я наблюдала ведет себя адекватно ,ну где то чуть больше бегает ,шумит ,по разному. Пробовала поговорить я,муж ,моя мама -- обещает ,потом через пару дней все повторяется, почти каждую неделю разговор с учительницей. С учительницей проблем нет , он никогда не жаловался ,да и она всегда хвалит его за учебу. Когда пытаюсь поговорить по душам : на все свой ответ :" Это не я первым начал драку ,а Миша " или " Я не болтал ,а только ответил Ире" ," Все бегали и я тоже" и т д. Т е никогда не признается что он в чем то виноват. Я пыталась чем то наказать ,напр лишала телевизора на неск дней ,он вроде на один день расстроился,а потом вроде и все равно. Я сама слышала как он обозвал другого мальчика,а когда спросила он сказал:" я этого не говорил". В детском саду было по разному и баловался и нет , т е не особенно небыл хулиганом на фоне других ,единственное на что обращали внимание воспитатели: что его "прям магнитом тянет к детям кот-е ведут себя плохо". Раньше дома вел себя нормально ,где то слушался ,где то не очень , но режим соблюдаем, уроки делает с желанием,есть время и на отдых:любит фильмы фантастику,Лего и большие машины,дома много бегает ,прыгает,есть шведская стенка, вообще с учебой проблем нет, в школу тоже ходит нормально ,может иногда не очень хочет в первые дни после каникул. Я много раз объясняла что есть разница в поведении дома и друг места:школа ,поликленика и т д. Хотя если куда то идем вместе ведет себя нормально ,вежливо и знает где и как себя вести. Конечно были моменты что замечала при играх со сверстниками может сказать:дурак ,тупой и т д ,но не очень часто и наверное вряд ли хоть кто то из мальчиков не говорил ничего подобного никогда. В последнии пару недель стало беспокоить ,стал огрызаться ,напр на просьбу убрать за собой одежду отвечает : "Сама убери,рук нет что ли? и еще пару подобных случаев. С мужем отношения хорошие ,уважительные ,хотя в силу его занятости на работе с сыном большую часть времени провожу я. Дома никто матом не ругается и оскорбительных выражений по отношению друг к другу не употребляет. Я пробовала сначала делать вид что не услышала , в друг -й раз говорила ,что мне не приятно это слышать ,т к я его мама ,и у нас в семье мы так не говорим. Он говорит :"Больше не буду" ,но через пару дней тоже самое. Пробовала с ним говорить и крестная и бабушки,дедушки ,результат как у меня :Обещает и все по старому ,или переводит разговор на другое ,видно не хочет разговаривать. Я зашла в тупик. Как достучаться до сына ? Как объяснить, что бы понял?Очень устала ,уже были разговоры и с зам директором ,кот-я намекала ,что все проблемы из семьи и как будто мы не разговариваем и не принимаем меры. ,хотя это все мелочи ,главное меня волнует мой сын и его будующее. СПАСИБО ,ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ !!!!!!
Спрашивает: Давыдова Оксана Владимировна
Ответ
Здравствуйте, Оксана Владимировна!
Вас, как и большинство родителей, обращающихся с подобными вопросами, ждет работа в двух направлениях: отдельно нужно будет наладить поведение ребенка в школе, отдельно решить ваши с ним проблемы дома. Как показывает практика, что касается проблем с поведением детей в различных детских учреждениях, самая правильная тактика максимально быть, что называется, на стороне ребенка. То есть никогда не выяснять отношений при ребенке, не устраивать разборки при одноклассниках, открыто не поддерживать позицию учителя (даже если она кажется вам правильное и все претензии к вашему ребенку обоснованными). Разговаривайте с учителем отдельно и с глазу на глаз, разговаривайте с ребенком дома, специально пригласив его к разговору. Разговаривая с учителем, старайтесь четко обозначить тот факт, что вы понимаете его недовольство, что вы готовы поговорить с мальчиком и будете стараться повлиять на его поведение, но основная работа все равно ляжет на плечи учителя. Пока, судя по вашему описанию ситуации, ему не удается справиться с вашим сыном. Однако одним своим родительским авторитетом и влиянием на своего сына, каким бы сильным оно ни было, вы все равно не сможете решить проблемы его общения с учителем и поведения в школе до тех пор, пока учитель не предпримет какие-то шаги для решения проблемы и со своей стороны. К сожалению, учителя редко соглашаются на активную позицию и часто, сталкиваясь с поведенческими проблемами детей, склонны ждать, что родители, чья функция и есть воспитательная, сами с ребенком разберутся.
Если, как вы говорите, ваши просьбы вести себя по-другому, все-таки имеют положительный эффект, и ваш сын хотя бы на день в состоянии вести себя «прилично» и «хорошо», значит, вам нужно порадоваться, что ваши слова имеют на мальчика воздействие, и постараться только усилить этот эффект. Например, договоритесь о соревновании, сколько дней ты сможешь не получать замечаний учителя, каждый день напоминайте мальчику об этом, отмечайте успехи и неудачи, например, наклейками или магнитами на холодильнике, установите какие-то награды по итогам успешной недели например. Со временем подобное подкрепление будет не нужно, мальчик привыкнет следить за своим поведением.
То же самое касается и ваших проблем с послушанием дома. Вы можете вызвать сына на серьезный разговор, сообщив, что вам нужна его помощь, опишите проблему, предложите вместе придумать пути ее решения. Также можете предложить помощь со своей стороны в виде напоминаний («общаемся вежливо») и контроля (так же как и в случае с контролем поведения в школе, вы можете договориться о том, что за день без скверных слов сын будет получать какие-то метки, так же как и за те случаи, когда он не сможет обойтись без ругательств). Не стоит недооценивать возможности детей в решении проблем, семилетний ребенок вполне в состоянии нести ответственность за решение каких-то вопросов. Так и скажите сыну, что вы просите его не ругаться, но он вас не слышит, и с этим надо что-то делать, вы одна решить эту проблему не можете, обязательно нужно его мнение о том, почему же так происходит, что делать и как все-таки исправить эту ситуацию.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог