Детские организации Москвы и Подмосковья

Вредные стереотипы воспитания

Стереотипом называется сложившееся упрощенное представление о каком-либо предмете или явлении. Иногда они полезны, так как позволяют человеку быстро найти верное решение в сложной ситуации. Но в воспитании детей существуют «плохие» стереотипы, негативно отражающиеся на личности и психике ребенка.

Стереотипное поведение досталось нам по наследству от предков. Воспитывая детей, родители часто слепо следуют им, не осознавая последствия и не анализируя свои действия. Какие же стереотипы в воспитании скорее вредны, чем полезны?

Стереотипы запугивания

Как часто мы говорим детям: «Не бегай – упадешь!», «Не прыгай – ударишься!», «Не лезь на горку - разобьешься!». Каждый родитель сможет вспомнить еще десяток подобных фраз. Такие предостережения крайне вредны. Ребенок хочет познавать мир и родителям нужно направлять его интерес, а не убеждать в том, что вокруг одни опасности. В результате вырастают апатичные дети, у которых нет интереса к жизни, а любая инициатива вызывает страх негативных последствий. Взрослые должны мягко и ненавязчиво контролировать ребенка, но не запугивать его, подавляя стремление к новому.

Стереотипы запугивания

В тех случаях, когда это действительно необходимо, стоит четко и ясно объяснить последствия некоторых действий, например, рассказать, чем чревато общение с незнакомыми людьми или игра со спичками.

Стереотипы запрещения

Родители часто требуют от детей выполнения необоснованных запретов. Например, не позволяют баловаться или громко смеяться. А что плохого в том, что ребенок радуется жизни и показывает свои эмоции? Также нельзя запрещать малышу обманывать – у дошкольников так развивается фантазия, кричать и бегать – так он выплескивает свою энергию. Прежде чем что-то запретить ребенку, стоит подумать – а действительно ли это опасно и может нанести ему вред? Вместо запретов лучше организовать для детей безопасную среду, чтобы они не могли серьезно пораниться, когда бегают или достать опасный предмет, когда роются в ящиках шкафа.

Позиция запрещения всего, что неугодно взрослым приведет к бунту в старшем возрасте и потере контакта с ребенком.

Гендерные стереотипы

К ним относятся устойчивые стереотипы, связанные с полом ребенка, вроде утверждений, что «мальчики не плачут», а «девочки не дерутся». Конечно, стоит воспитывать детей в соответствии с их половой принадлежностью, но в этом вопросе стоит проявить некоторую гибкость. Маленький мальчик – еще далеко не мужчина, почему бы ему и не поплакать? Тем более, мужчины, способные выражать свои эмоции, по статистике дольше живут и строят крепкие семейные отношения. А девочке иногда совсем неплохо уметь постоять за себя. И, тем более, нет ничего плохого в том, что мальчик немного поиграет с куклой, а девочка иногда любит покатать машинки. Часто встречается стереотип о том, что мальчикам нужно меньше ласки, чем девочкам, нельзя баловать будущих мужчин поцелуями и объятиями. На самом деле проявления родительской любви крайне важны для ребенка любого пола. Мальчик, которого в детстве не обнимали и не жалели, не умеет выражать свои эмоции, проявлять заботу об окружающих, ему сложнее строить отношения с противоположным полом.

Гендерные стереотипы воспитания

Гендерные стереотипы воспитания часто приводят к печальным последствиям во взрослом возрасте. Например, если девочку в детстве учили быть послушной и ласковой, ей тяжело отстаивать свое мнение, она не умеет отказывать людям, даже когда отказ пойдет ей на благо. Такое воспитание пришло к нам из тех времен, когда делом жизни женщины были только дети и ведение домашнего хозяйства. В современном мире девочки, воспитанные в подобном ключе, часто упускают шанс построить карьеру или реализовать свой талант из-за того, что боятся проявить твердость характера. А мужчина, считающий, что возить коляску и менять подгузники – женское дело, лишен радости заботы о своем ребенке и вряд ли станет хорошим отцом.

Стереотипы сравнения

Нет на свете ребенка, которого бы родители не сравнивали с кем-то из сверстников. И, как правило, сравнение не в пользу малыша. Соседский Петя или одноклассница Света – такие умные, уроки делают вовремя, дома помогают, спортом занимаются. Родители думают, что ребенок будет пытаться догнать «соперников» и стать лучше их. Но постоянное негативное сравнение приводит только к снижению самооценки, неуверенности в своих силах и ненависти к «хорошим» детям. Взрослые должны поддерживать ребенка, укреплять его веру в то, что у него все получится.

Стереотип чрезмерного обожания

Иногда родители убеждены, что детей необходимо постоянно хвалить и поощрять. Когда ребенок получает похвалу за каждое свое действие, а близкие взрослые называют его самым умным и красивым, малыш привыкает к такому отношению. И в будущем его ждет разочарование – ведь мнение других людей может не совпадать с мнением родителей, а на жизненном пути его не всегда ждет одно одобрение. Это не значит, что детей нельзя хвалить, просто похвала должна быть обоснованной. Кроме этого, не стоит культивировать в малыше убеждение, что он лучше других. Например, не нужно говорить девочке: «Ты - самая красивая в классе!», лучше сказать: «Тебе очень идет это платье!».

Стереотипы родительского опыта

Очень часто родители стремятся к тому, чтобы дети повторили их опыт. Например, если папа и мама – успешные врачи, их родители были успешными врачами, то и судьба ребенка заранее предрешена: он должен учиться на пятерки и поступить в медицинский университет. При этом планы и наклонности детей не принимаются во внимание, взрослые убеждены, что счастлив наследник будет только в том случае, если повторит их жизненный путь. Либо, наоборот, у родителей жизнь не сложилась, и они пытаются исправить ее на своих детях. Например, заставляя ребенка учиться только на одни пятерки, если папа пренебрегал учебой и считает свое поведение в молодости причиной нынешних проблем. У этого стереотипа есть и еще одна оборотная сторона – когда родители реализуют в детях свои несбывшиеся мечты. Мама мечтала стать балериной, поэтому дочь через «не хочу» занимается танцами, хотя мечтает рисовать. Папа по здоровью не попал на военную службу, поэтому сын со слезами отправляется в кадетский корпус.

Дети, вынужденные повторять опыт родителей, в будущем либо смиряются с выбором старших и осваивают нелюбимую профессию, либо в один прекрасный момент бросают ее и начинают искать свой путь. Так появляются люди, в среднем возрасте отказавшиеся от успешной карьеры, и начавшие жизнь с чистого листа.

Родителям стоит всегда прислушиваться к детям – они не обязаны повторять чей-то путь или реализовывать чужие мечты, каждый человек имеет право прожить свою собственную, неповторимую, жизнь.