Детские организации Москвы и Подмосковья

Реклама

My Sadik - детские сады в ЦАО и ЗАО

Для детей 1-7 лет. Образовательная лицензия, возможность оплаты материнским капиталом.

Подробнее
Реклама

Частные детские сады Лучик

Набор на 2024/25 г. Развитие интеллекта, комфортные условия, опытные педагоги, домашнее питание. Летняя программа.

Подробнее
Реклама

Филиалы ясли-сада Academkids

От 1,5 лет. Охраняемая территория, свой пищеблок, английский каждый день! Ждём Вас и ваших деток.

Подробнее
Реклама

Европейский Гимнастический Центр

Гимнастика и акробатика для детей, подростков и взрослых. В разных районах Москвы и в Подмосковье.

Подробнее
Реклама

Товары для детского творчества!

Широкий выбор наборов и материалов для детского творчества в Леонардо!

Подробнее
Реклама

Развивающие игры в ЛЕОНАРДО!

Прекрасный выбор развивающих игр в Леонардо! Игры для малышей и всей семьи, выбирайте!

Подробнее
Реклама

Частная школа "Концепт"

Идёт набор в 1 класс и детский сад на 24-25 уч.год. Лицензия, погружение в языковую среду! Измайлово.

Подробнее
Реклама

Центр образования САМСОН

Лидер в сфере образования более 30 лет. До 12 человек в классе. Подготовка в престижные ВУЗы.

Подробнее

Дислексия и дисграфия: что делать, если у ребенка трудности в обучении?

Все дети разные: одни, едва сев за школьную парту, уже демонстрируют скоростное чтение, другие в этом же возрасте путают буквы и не могут сложить их в элементарные слова. Когда у ребенка возникают серьезные трудности с овладением навыками чтения и письма, логопеды говорят о «дислексии» и «дизорфографии». По каким признакам можно диагностировать эти проблемы и как помочь отстающему ребенку?
Дислексия и дисграфия: что делать, если у ребенка трудности в обучении?

Что такое дислексия

По статистике, дислексия, т.е. избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения, встречается у 5-10 % детей в возрасте от семи лет.  Эта проблема более характерна для мальчиков, и она не имеет никакой взаимосвязи с уровнем интеллекта ребенка и социальной средой, в которой он живет.
 
Признаков дислексии бывает несколько: «перевернутые слова», грамматически неверно построенные предложения, замена букв, схожих визуально или по звучанию, их пропуск  (например, «кандаш» вместо «карандаш») или перестановка («крастюля» вместо «кастрюля»). Также, возможно, у ребенка дислексия, если в процессе чтения он не понимает содержания текста, сосредотачиваясь на расшифровке слова.
 
Однако, если вы заметили у ребенка характерные признаки дислексии, не спешите с выводами. Для детей в возрасте четырех-пяти лет «коверканье» слов с заменой букв считается нормой. Диагноз «дислексия» принято ставить не раньше семи лет.
 
Кроме того, эта проблема не возникает «на пустом месте»: она нередко связана с нарушениями латерализации – асимметрией двух полушарий головного мозга, а также сложностями с ориентацией в пространстве. Именно поэтому дислексию можно диагностировать лишь после осмотра у логопеда и нейропсихолога.

Дизорфография

Дети с диагнозом «дизорфография» испытывают большие трудности в обучении письму. Пропуски и смешение букв по оптическому сходству (Е-З, Д-У), замена одних звуков на другие (например: «сашка» вместо «шашка»), неумение передать мягкость согласных («сольить» вместо «солить»), большое количество помарок и т.д. – все это может быть признаками дизорфографии, которая зачастую является следствием дислексии.
 
Ребенку, у которого возникают такие проблемы, трудно одновременно держать в памяти образ применяемых букв и производить нужные движения ручкой. Такая синхронная работа представляет для него большую сложность. Часто вместо письма у таких детей вы обнаружите в тетради «каракули», они не используют знаки препинания и заглавные буквы.

Психологическая поддержка ребенка

Важно вовремя помочь ребенку разобраться с возникшими трудностями, поскольку они могут нанести удар по его самооценке: понятие «орфографическая ошибка» у детей ассоциируется с моральной оценкой их личности. Нередко «дислексики» и «дисграфики» становятся объектом школьных пародий, «белыми воронами» в коллективе.
 
Поэтому очень важно вовремя обратиться к квалифицированному логопеду, который совместно со школьными педагогами разработает оптимальный план занятий для исправления проблем с произношением и письмом.
 
Также имеет значение то, как родители относятся к сложностям обучения: чем больше они обсуждают их в рамках дома, тем большее эмоциональное давление оказывается на ребенка. Лучше, если родители будут демонстрировать ребенку, что дислексия и дизорфография – не «страшные болезни», а просто временные трудности, причем, вполне преодолимые.

План занятий дома и с логопедом

Оптимально, если ребенок будет посещать занятия с логопедом два раза в неделю. При этом родителям нужно понимать, что эти занятия также предполагают умственную нагрузку, поэтому не стоит дополнительно записывать ребенка в несколько кружков и студий. Вам стоит обсудить с логопедом, как проводить занятия по устранению дислексии дома.
 
Некоторые родители считают, что можно повысить успеваемость ребенка, занимаясь с ним по методу «больше читать и писать». Это большая ошибка. Если заставлять детей, как говорится "из-под палки", писать диктанты и читать большие по объему тексты, вы добьетесь обратного эффекта. Ошибки и трудности в произношении слов будут восприняты ребенком как негативный опыт, который будет препятствовать его дальнейшему обучению.
 
На первоначальном этапе рекомендуются упражнения на фонематическое восприятие, звуковой анализ слов, причем в игровой форме. Например, существует полезное упражнение «Поймай звук хлопком». Суть его в том, что родитель читает ребенку слова с определенным звуком, например, «К» (пример: морКовь, листоК, ботиноК), и ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав нужный звук.
 
Такие упражнения воспринимаются детьми как игра, поэтому процесс обучения проходит легче. Если заниматься с ребенком регулярно, то дислексия и дизорфография отступят, со временем чтение и письмо не будут для него непосильной задачей.