Все дети разные: одни, едва сев за школьную парту, уже демонстрируют скоростное чтение, другие в этом же возрасте путают буквы и не могут сложить их в элементарные слова. Когда у ребенка возникают серьезные трудности с овладением навыками чтения и письма, логопеды говорят о «дислексии» и «дизорфографии». По каким признакам можно диагностировать эти проблемы и как помочь отстающему ребенку?
Что такое дислексия
По статистике, дислексия, т.е. избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения, встречается у 5-10 % детей в возрасте от семи лет. Эта проблема более характерна для мальчиков, и она не имеет никакой взаимосвязи с уровнем интеллекта ребенка и социальной средой, в которой он живет.
Признаков дислексии бывает несколько: «перевернутые слова», грамматически неверно построенные предложения, замена букв, схожих визуально или по звучанию, их пропуск (например, «кандаш» вместо «карандаш») или перестановка («крастюля» вместо «кастрюля»). Также, возможно, у ребенка дислексия, если в процессе чтения он не понимает содержания текста, сосредотачиваясь на расшифровке слова.
Однако, если вы заметили у ребенка характерные признаки дислексии, не спешите с выводами. Для детей в возрасте четырех-пяти лет «коверканье» слов с заменой букв считается нормой. Диагноз «дислексия» принято ставить не раньше семи лет.
Кроме того, эта проблема не возникает «на пустом месте»: она нередко связана с нарушениями латерализации – асимметрией двух полушарий головного мозга, а также сложностями с ориентацией в пространстве. Именно поэтому дислексию можно диагностировать лишь после осмотра у логопеда и нейропсихолога.
Дизорфография
Дети с диагнозом «дизорфография» испытывают большие трудности в обучении письму. Пропуски и смешение букв по оптическому сходству (Е-З, Д-У), замена одних звуков на другие (например: «сашка» вместо «шашка»), неумение передать мягкость согласных («сольить» вместо «солить»), большое количество помарок и т.д. – все это может быть признаками дизорфографии, которая зачастую является следствием дислексии.
Ребенку, у которого возникают такие проблемы, трудно одновременно держать в памяти образ применяемых букв и производить нужные движения ручкой. Такая синхронная работа представляет для него большую сложность. Часто вместо письма у таких детей вы обнаружите в тетради «каракули», они не используют знаки препинания и заглавные буквы.
Психологическая поддержка ребенка
Важно вовремя помочь ребенку разобраться с возникшими трудностями, поскольку они могут нанести удар по его самооценке: понятие «орфографическая ошибка» у детей ассоциируется с моральной оценкой их личности. Нередко «дислексики» и «дисграфики» становятся объектом школьных пародий, «белыми воронами» в коллективе.
Поэтому очень важно вовремя обратиться к квалифицированному логопеду, который совместно со школьными педагогами разработает оптимальный план занятий для исправления проблем с произношением и письмом.
Также имеет значение то, как родители относятся к сложностям обучения: чем больше они обсуждают их в рамках дома, тем большее эмоциональное давление оказывается на ребенка. Лучше, если родители будут демонстрировать ребенку, что дислексия и дизорфография – не «страшные болезни», а просто временные трудности, причем, вполне преодолимые.
План занятий дома и с логопедом
Оптимально, если ребенок будет посещать занятия с логопедом два раза в неделю. При этом родителям нужно понимать, что эти занятия также предполагают умственную нагрузку, поэтому не стоит дополнительно записывать ребенка в несколько кружков и студий. Вам стоит обсудить с логопедом, как проводить занятия по устранению дислексии дома.
Некоторые родители считают, что можно повысить успеваемость ребенка, занимаясь с ним по методу «больше читать и писать». Это большая ошибка. Если заставлять детей, как говорится "из-под палки", писать диктанты и читать большие по объему тексты, вы добьетесь обратного эффекта. Ошибки и трудности в произношении слов будут восприняты ребенком как негативный опыт, который будет препятствовать его дальнейшему обучению.
На первоначальном этапе рекомендуются упражнения на фонематическое восприятие, звуковой анализ слов, причем в игровой форме. Например, существует полезное упражнение «Поймай звук хлопком». Суть его в том, что родитель читает ребенку слова с определенным звуком, например, «К» (пример: морКовь, листоК, ботиноК), и ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав нужный звук.
Такие упражнения воспринимаются детьми как игра, поэтому процесс обучения проходит легче. Если заниматься с ребенком регулярно, то дислексия и дизорфография отступят, со временем чтение и письмо не будут для него непосильной задачей.