Вопрос
Добрый день! Моей дочери 4 года, в детском саду поведение ребенка очень спокойное, она сложит и подберет все игрушки и вещи за собой и другими детьми, но сильного общения с детьми нет, больше как бы в одиночестве. На улице если на качели детки играют она никогда не пойдет, дождется когда уйдут. Заходя куда нибудь она все время говорит, мамочка буть со мной. А дома все переворачивает с верх на голову, просто супер активна, командным голосом и поведением добивается своего. Меня очень настораживает такое поведение ребенка, подскажите пожалуйста что делать?
Спрашивает: Ганович Вероника
Ответ
Здравствуйте, Вероника!
Если вас настораживает именно смена стратегии поведения дочери, то на этот счет беспокоиться не стоит, многие дети (да и взрослые тоже) в обществе ведут себя одним образом, а дома, в привычной им обстановке, с родными, по-другому. В группе своих сверстников на детской площадке или в саду, дети могут стесняться или просто не хотеть контактировать с другими детьми, избегая их общества, в непривычном новом месте подолгу ориентироваться (поэтому дочь просит вас побыть рядом, быть гарантом её спокойствия). Дома же дети обычно чувствуют себя уверенно, спокойно, поэтому могут и командовать, и вести себя менее «прилично», чем «на улице».
Если же вас беспокоит само поведение вашей дочери дома, то есть вам не нравятся ее повышенная активность и командный тон, то с этим нужно работать отдельно (то есть без привязки к тому, что вот, мол, «ты в садике примерный спокойный ребенок, а дома что?»). Предлагайте совместные занятия, если у вас нет большого количества времени, даже не обязательно постоянно сидеть вместе с дочерью, можно вместе начать, а потом уйти, или дать задание, а потом прийти посмотреть, как получилось и т. п. Как правило дети радостно отзываются на возможность провести время со взрослыми и спокойные занятия под этим соусом (совместного времяпрепровождения) легко предпочитают такой притягательной беготне и прочей активности. Можете вместе почитать, сложить паззл, построить что-то из конструктора, выполнить задания в тетрадках или книжках с заданиями для малышей (сейчас очень много вариантов с наклейками, лабиринтами, задачами на сравнение, поиск отличий, лишнего в ряду, дорисовать что-то и т. п. ), заняться любыми видами творчества. В общем, придумайте интересные занятия для дочери, чтобы ни времени, ни интереса к «переворачиванию дома вверх дном» у нее не осталось (кстати, если потребность в физической активности у девочки всё-таки велика, то можно по дороге из детского сада задержаться на детской площадке, по возможности пустой, чтобы девочка могла полазить, побегать, повисеть и т. д. ).
А по поводу комнадного тона, если дочь увидит, что таким образом от вас ничего не добиться, тон со временем изменится. У детей могут проявляться самые разные варианты поведения, но какой стереотип в итоге закрепится в арсенале ребенка, сильно зависит от родителей. То, что не работает, как правило, быстро «отмирает». Скажите что-то вроде: «таким тоном я разговаривать не буду, скажи мне спокойно и вежливо, и я тебя послушаю». Можете упростить задачу девочке и сразу дать ей «правильную», приятную для вас форму, когда дочь начнет командовать, говорите, что вам хотелось бы услышать, например, она: «Хочу пить!», вы: «Мамочка, пожалуйста, дай мне попить!» Придумайте для себя формулировку в этом духе, всегда повторяйте ее в ответ на проявления «командного тона» у дочери, и со временем она перестанет «командовать», и будет вежливо и спокойно обращаться к вам, как вы и просили.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог