Вопрос
здравствуйте! подскажите что делать ребенку 5 лет постоянно плачет и на все обижается слово ей не скажи ведет себя одинаково как дома так и в детском саду сил уже нет с самого рождения такая
Спрашивает: закирова олеся анатольевна
Ответ
Здравствуйте, Олеся Анатольевна!
Если, как вы пишите, девочка и правда плачет «постоянно» и «с самого рождения такая», значит скорее всего таков темперамент вашего ребенка. Есть вещи, которые воспитываются, разные формы поведения, которые дети пробуют, могут закрепляться в их арсенале или нет, но если реакция на сходные ситуации практически всегда одинакова и поведение начало проявляться так рано, значит таково устройство нервной системы ребенка.
Понимание этого ставит перед вами задачу смириться с тем, что реакция девочки будет похожей на то, что вы видите сейчас, всегда. А значит вам самой нужно относиться к происходящему философски, не стоит обижаться или злиться на дочь за то, что она такая.
Вторая ваша задача научиться принимать сами негативные чувства дочери и разрешать ей их чувствовать, говорить девочке «я вижу, ты очень расстроена», «эти слова тебя задели», «ты, наверное, обижена» и т. п. Если чувства ребенка приняты взрослыми, детям легче их переживать и от них избавляться, они готовы говорить о причинах и отпускать негативные переживания, если взрослые дали им право на существование этих неприятных эмоций. Но взрослые чаще всего, увы, отрицают эмоции детей, заставляя малышей не проживать, а оттормаживать их, мы часто говорим «да ну, не так уж и больно было», «хватит ныть», «что ты хнычешь?», «поплакала и хватит», «всё нормально, не стоит так переживать» и т. п. Попробуйте и вы перестроиться с отрицания эмоций на их принятие (это не значит, что вам будут нравится слезы, хныканья, обиды и т. п. , не значит, что вам начнут нравиться злость, раздражение и т. д. , это значит лишь то, что плакать, обижаться, злиться и расстраиваться будет можно).
Третье направление для вашей работы над решением проблемы — научить девочку выражать свои негативные эмоции, показывать свои расстройства или обиды по-другому, более приемлемыми способами. Посмотрите соответствующую литературу по теме, есть масса изданий о различных способах работы с детскими переживаниями — сказкотерапия, рисунки, тренинги для малышей. Могу сразу порекомендовать книгу Крюковой С. В. и Слободяник Н. П. «Улыбаюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», в которой описаны программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, конечно, в основном они разработаны для применения в детских садах и школах, для групп детей, но в книге массе интересных упражнений и рекомендаций, которые могут пригодиться и родителям дома.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог