Вопрос
Здравствуйте. Моей дочери 8 лет, учится во втором классе. Проблемы появились с началом школы, с 7 лет. Учеба ей дается легко, любит точные науки. По русскому языку оценка 4 только из за того, что невнимательна, при написании может пропусить букву или вставить совсем не подходящую. В школе дочь послушная и малоинициативная. Учитель в 1 классе говорила, что Ксения в классе как королева, всегда готова к уроку, все знает, но руки сама не подминет, надо обязательно лично обратиться. Дома истерики по любому поводу (если что-то надо сделать). Уроки делаем часами, хотя если захочет, справляется со всеми предметами за 30 минут. Истерика сопровождается слезами, заламыванием рук, причем все театрально поставленно и неискренне. Если в разгар каприза ее резко отвлечь на что-то для нее реально интересное, переключится мгновенно или если зрителей нет, представление сразу закончится. Для реализации "талантов" отдали дочь в театральную студию, также занимаетяс в художественной школе — любит рисовать. Легче не стало. Подарками не удивишь, принимает как должное. Если организуем какое-нибудь мероприятие (поездка, аттракцион, музей) в конце обязательно недовольна. Хамит дома изощренно не по годам, меня пугает откуда в ней столько холодной злости. Когда ругаемся последнее слово обязательно за ней. Наказывала — терпит и делает по своему, разговаривала, просила и объясняла — обещает, но ничего не меняется. Помогите советом, как быть? Характер у дочери сильный, но как его реализовать в разумное русло, а то уже вся семья устала от истерик
Спрашивает: Елена
Ответ
Здравствуйте, Елена!
На самом деле, вы и сами уже озвучили массу работающих вариантов разрешения ситуации. Вы видите, что в отсутствие зрителей истерика прекращается, обеспечивайте дочери одиночество всякий раз, когда она начинается демонстративно страдать. Скажите: «Давай поговорим, когда ты будешь в состоянии разговаривать» и уйдите из комнаты.
Это что касается предотвращения истерик, что же касается выполнения того, о чем вы просите, тут нужно быть, во-первых, уверенной, что вас услышали (говорите, глядя на ребенка, не кричите через квартиру, например) и что вы именно попросили сделать («давай ты уже начнешь делать уроки») или сообщили, что сделать что-то необходимо («нужно сделать уроки на завтра»), а не приказали («иди делай уроки»), например, тем самым вызвав у дочери сопротивление.
Девочка достаточно взрослая для того, чтобы вы могли озвучить ей имеющиеся у вас требования, те же сделанные уроки, например. Но затем можете вместе обсудить, какой у неё есть выбор, раз уж выбрать, делать или нет, нельзя. Время, в которое она будет их делать (сразу после школы или позже), темп, с которым ребёнок будет работать и т. п. могут и должны оставаться под контролем и ответственностью самого ребенка. Это будет и приятно девочке, и удобно вам. Можете поговорить о том, за что будете отвечать вы, а за что будет отвечать она сама, что вы будете контролировать, где помогать, а куда даже заглядывать не станете и пр.
Если дочь недовольна вашими поездками, попросите её прямо сказать, чем именно она недовольна, постарайтесь учесть это в следующий раз (вдруг девочка не из «вредности», а устает, например, или ей не интересны какие-то конкретные выезды, тогда попробуйте учесть её интересы). Если же вы увидите, что реальных аргументов нет, спокойно сообщите, что в другой раз вы не будете брать её с собой, потому что никакого удовольствие от совместно проведенного времени не получаете, если она высказывает постоянное недовольство.
Когда ребёнок вам хамит, так же спокойно сообщайте: «Со мной так разговаривать нельзя, мне неприятно!», почаще выражайте свои чувства, но именно спокойно (говорите «я начинаю сердиться» до того, как это и так будет заметно по вашему тону и громкости голоса), даже если девочка не прислушается сразу, со временем она хотя бы привыкнет к такой форме общения.
Главное, чего вам пока не хватает, это чёткого понимания ребенком, «что будет, если не... » , то есть ответственности дочери за нарушения ваших договоров. Каждый раз, когда просите о чем-то, например, не хамить вам, обязательно озвучивайте «я буду тебя слушать, когда ты будешь говорить со мной вежливо». Если вам обещано, что «я больше так не буду», сразу же оговаривайте, а что будет, если всё-таки ты не выполнишь своего обещания.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог