Дефекты произношения, заикание и другие речевые расстройства у ребенка – довольно распространенные проблемы. Вовремя выявить и скорректировать задержку в речевом развитии поможет логопед. В каком случае и когда обращаться к специалисту?
Комплексный подход в решении проблемы
Не секрет, что речь – это основной показатель общего уровня развития ребенка. Однако дефекты речи у детей могут быть связаны и с физиологическими факторами, начиная от нарушений слуха и вплоть до неврологических заболеваний. Поэтому чтобы правильно диагностировать проблему, нужно, прежде всего, сделать ребенку аудиограмму, пройти обследование у нейропедиатра и отоларинголога – врача, который занимается профилактикой и лечением заболеваний уха, горла и носа. Также речевые расстройства могут быть признаком неких психических проблем. Например, заикание, которое по статистике встречается у 20 % детей дошкольного возраста, в ряде случаев является последствием психологической травмы. Именно по этой причине не стоит ограничиваться лишь осмотром у логопеда, необходимо комплексное обследование, включая посещение детского психолога и психоневролога. Квалифицированный логопед обязательно учитывает взаимосвязь речи с различными факторами, поэтому он не только «ставит звуки», но и занимается развитием у ребенка внимания, визуального и слухового восприятия, речевого дыхания, памяти и мышления.
«Птичий язык» до 2, 5 лет – не повод бить тревогу
Когда же показывать ребенка логопеду? Если малышу еще не исполнилось 2,5 года, но он все еще общается на «птичьем языке», в этом нет острой необходимости. Проведение классического обследования и коррекции в столь раннем возрасте – задача сложная. Даже если ваш малыш все еще общается с вами с помощью жестов и имеет бедный словарный запас, до трех лет нельзя однозначно диагностировать у него задержку речевого развития. В этом возрасте стоит уделять больше внимания развитию у него распознавания чужой речи, поскольку этот навык обычно предшествует этапу произнесения слов и предложений. Больше разговаривайте с малышом, комментируйте мультфильмы, которые он смотрит, читайте ему книги с наглядными иллюстрациями. Не стоит бить тревогу, если ребенок в два года немногословен и ограничивается детским лепетом – такой способ коммуникации в этом возрасте считается допустимой нормой.
Три года – оптимальный возраст для занятий с логопедом
Если в три-четыре года у ребенка имеются трудности с произнесением слов («шепелявенье», «каша во рту», проглатывание окончаний), у него не формируется элементарная фразовая речь, имеется необходимость в логопедическом обследовании, поскольку в этом случае темп речевого развития отстает от нормы. Стоит задуматься о посещении специалиста, когда в речи ребенка отсутствуют грамматические структуры. В три года дети уже должны составлять предложения из двух-трех слов в связке с глаголом (например: «Мы пойдем гулять», «Возьми мой мячик»). В пять лет при аналогичных проблемах осмотр у логопеда совершенно обязателен, в противном случае у ребенка могут возникнуть сложности с обучением в школе. Нередко проблемы, связанные с устной речью, сопровождаются трудностями при обучении письменной речи – чтению и письму. Ребенок может неправильно строить фразы, заменять похожие по звучанию буквы, «коверкать» слова и т.д. Дислексия и дизорфография (специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей) также лечится логопедом совместно с нейропсихологом. Таким образом, только комплексный подход в решении проблемы позволит вашему ребенку быстрее освоить нормальную речь.