Вопрос
Здравствуйте. Сыну 2,7 года. Не могу найти взаимопонимание с ним. С того момента как начал бегать постоянно убегает от меня на улице. Гуляем мы в закрытых парках, но он может бежать от меня из одного конца в другой не оглядываясь и мне постоянно приходится носится за ним следом. Догоняю, объясняю нельзя так делать. Он хохочет, падает и не сопротивляется ещё некоторое время. Все прогулки из за этого одно мучение для меня и бесконечный бег. С ним невозможно расслабиться ни на минуту.
Также сын не ест сам и не хочет брать ложку. Нет мама и начинает плакать. Месяц боремся и так ни разу не сходил на горшок. Может сидеть и написать под себя. Глаз не спускаем по три часа высаживая его каждые пол часа, он говорит все и убегает. Идёт писает куда вздумается, запросто на диван и кровать и потом хохочет... Очень балованный, хотя мы старались не баловать его. На все мои действия смеётся и делает по своему.
Еще одна проблема с письмом. Когда сын без памперса он сутками теребит его. Говорю нельзя, убирает руки забывается и снова то же самое. К вечеру он красный.
Плюс у нас с недавнего времени проблема с едой. Приходится заставлять. Часто угрожаю ремнём в последнее время, по другому никак. Думаю о походе к детскому психологу.
Я уже в отчаянии от всего этого. Помогите пожалуйста, очень надеюсь на ва советы.
Спрашивает: Захарова Светлана
Ответ
Здравствуйте, Светлана! Постарайтесь научиться более четко ставить границы для своего сына, чтобы он отчетливо видел, что можно, а что нельзя, и кто взрослый, кто имеет право (потому что несет ответственность) решать и озвучивать определенные условия. Подавлять и угрожать не совсем то, что нужно, нужны четкость и последовательность, ребенок должен не бояться, а понимать, чего от него хотят.
Сначала постарайтесь наблюдать за тем, какие потребности есть у вашего ребенка, и как их можно было бы удовлетворить, а затем придумайте такие места и возможности, чтобы они были удовлетворены и ограничьте ребенка этими условиями. Например, «когда мы придем в парк (или наоборот окажемся на огороженной площадке), ты сможешь побегать, но по дороге мы будем идти за руку». То есть, вы понимаете, что мальчику нужно побегать, разрешаете ему где-то это делать, но не постоянно. Предупреждайте заранее («сейчас мы идем за руку, потом сможешь сам побегать»), сообщите, что будет в случае нарушения («бегать за тобой всё время я не хочу и не буду, так что пойдем домой»), отмечайте, когда он вел себя так, как вы просили («так здорово ты сейчас поиграл рядом со мной в песочнице»). Будьте последовательны, тогда со временем ваш сын научится понимать, что его потребности не подавляются (хотя поначалу после вседозволенности он, разумеется, будет протестовать), он может бегать, но в определенных условиях. Пока вы полностью подстраиваетесь под него, а он делает всё, что хочет, вам же нужно перестроить ваши отношения, чтобы ребенок тоже умел подстраиваться, и это нужно не только вам, но и самому ребенку, потому что несмотря на кажущуюся избалованность и радость от того, что можно творить, что хочешь, малышу тоже тяжело от отсутствия четких границ и «перекоса» в его сторону.
То же самое с едой, важно понять, может ли ребенок есть сам или нет. Если не может, то нужно учить постепенно: давать вторую ложку, но начинать кормить и руководить процессом все-таки самой. Если же мальчик умеет пользоваться приборами, но просто вредничает, можно не кормить «не хочешь — не ешь» (здоровый организм не будет голодать, имея в распоряжении еду) или опять же договориться «ты начинай, когда устанешь, я тебе помогу». Попробуйте хотя бы раз не кормить в ответ на плач. Посмотрите, что будет. Пока я не очень понимаю, вы просто быстро сдаетесь и начинаете кормить, или мальчик и правда ни за что не станет есть сам. Просто если ситуация такова, что это вам важно, чтобы он ел, а ребенку нет, то при прочих равных он всегда «продавит» то, чтобы ему «помогали». Это ведь вы хотите, чтобы он поел — вот и старайтесь накормить. Попробуйте уйти от этого, посмотрите, что нужно мальчику, чтобы начать есть самому. Может быть он и вправду не голоден, а вы навязываете ему еду, да еще и самостоятельность за столом. Тем более если вы говорите, что сын отказывается от еды часто, проведите эксперимент, когда он попросит еды сам, если вы не будете его заставлять, ну или как минимум (если так сразу вам страшно) просто предлагайте, на настаивая вообще, дождитесь, когда согласится.
Насчет приучения с горшку, ничего по существу вам не скажу, ребенок должен быть готов физиологически (в состоянии понять, что он хочет писать, мочь терпеть до горшка, уметь пользоваться горшком технически (снимать штаны, садиться)) и психологически (понимать, для чего ему предлагают горшок). Пока все это не совпадет, отлаженный навык не возникнет. Легче всего приучить к туалету тогда, когда ребенок полностью готов, возраст вашего сына ещё для этого не критичен. Снимая подгузник, можно не оставлять ребенка голым, а надевать трусы, может быть будет легче.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог