Вопрос
Мой ребенок в саду был самым умным в группе(так говорили воспитатели). На всех занятиях он самый первый отвечал. На утренниках всегда был ведущим. Воспитатель когда узнала что я хочу отдать его в школу по месту жительства возмутилась: Его надо отдавать в сильную хорошую школу! Я ее послушала. С большим трудом устроила ребенка в лицей в центре города. Но в течении учебного года он проявил себя как последний лентяй. Он совершенно не старается. В тетрадях грязь. Читать отказывается. И я уже думаю: а правильно ли я пошла на такие жертвы? Скоро в школу. Во втором классе будут уже ставить оценки и задавать задание на дом. Что я с ним буду делать?
Спрашивает: Шавреева Н. Л.
Ответ
Здравствуйте! К сожалению, все, что я могу сделать со своей стороны, это только прокомментировать вашу ситуацию, я не могу оценить целесообразность ваших жертв, равно как и мало чем смогу помочь в рекомендациях, что вам теперь делать. Однозначно одно — ошибкой воспитателей было думать, что ребенок, достигший высот в детском саду автоматически будет столь же успешным в школе. В детском саду и школе у детей совершенно различные виды деятельности, правила и режим. В детском саду дети проводят почти весь день, в детско-садовскую жизнь включены все привычные ребенку режимные моменты (еда, сон), есть частая смена видов деятельности и множество возможностей для отдыха (игра, прогулки), почти вся деятельность детей организована взрослыми и проходит под их контролем. В этих условиях ваш сын смог наиболее полно проявить себя, оказался успешным, востребованным, «самым умным». В школе совершенно другие требования и правила, здесь дети только учатся, время на общение со сверстниками сведено к минимуму, учебные требования достаточно высоки и от учеников требуется самоорганизация. Помимо этого не стоит списывать со счетов еще и готовность ребенка к школьному обучению: первоклассник должен быть готов не столько интеллектуально, сколько психологически (концентрация внимания, способность воспринимать информацию, мотивация к обучению), плюс ребенок должен дорасти до желания стать учеником (быть готовыми примерить новую роль с ее особенностями, ограничениями и ответственностью) и т. п. В вашей ситуации наверное, стоит рассмотреть два варианта дальнейших действий: побеседовать с классным руководителем и школьным психологом на предмет возникших у вашего сына проблем в школе и решить, возможны ли какие-то шаги по его адаптации в этой же школе (в случае если его сложности связаны с самим переходом на школьное обучение с дошкольного) или имеет смысл перевести его в школу с меньшей нагрузкой и требованиями (если его проблемы обусловлены большой нагрузкой в этой «сильной школе»).
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог