Вопрос
Здравствуйте!Моему сыну 3 года и 7 месяцев!С трёх лет ходим в сад,привыкал очень тяжело,плакал,но сейчас ходит хорошо,слушается воспитателей,всё за собой убирает,но правда плохо ест в саду!Дома же ребёнок ведёт себя наоборот!Не слушается,закатывает истерики что не по его!Истерика может длиться минут 15!Становится очень агрессивным,злым!Обзывается,дерётся,плюётся!Говорит страшные слова типа "пристрелю", "ненавижу",посылает куда подальше!Бъёт кота,сделает ему больно,потом смеётся!Не понимает что больно человеку!Не понимает слова нельзя и нет!Будет кричать и истерить до тех пор пока не добъётся своего!На детской площадке если играет игрушками других детей,то свои не даёт ,сразу начинается крик и замахивание руками!Меня очень беспокоит его поведение,мы с мужем стараемся никогда не выяснять отношения при нём!Вниманием не обделён,игрушки покупаем,водим в парк и т. д. !Ребёнок сам по себе очень развитый,активный!Ходили к невропатологу нам сказали что у вас просто гипперактивный ребёнок,прописали витамины и таблетки!Когда он спокоен мы с ним разговариваем на тему его плохого поведения,он всё понимает,просит прощения за своё поведение,но всё равно потом ведёт себя плохо!Мы ждём второго ребёнка и меня очень беспокоит его поведение в будущем!Помогите пожалуйста разобраться с этой проблемой!Я очень переживаю за своего ребёнка и очень люблю его и хочу помочь!
Спрашивает: Салихова Юлия Юрьевна
Ответ
Здравствуйте, Юлия! Если ваш мальчик и вправду гиперактивен, то его «примерное поведение» в детском саду скорее всего дается ему с большим трудом, именно поэтому дома, в привычной обстановке, с близкими людьми, в неформальном общении его «прорывает». Взаимодействие с гиперактивными детьми требует понимания их сущности и проблем, и особенного подхода, возможно, вам стоит обратиться за более подробной консультацией к вашему неврологу. Чтобы ребенок слушался, ему необходимо видеть четкие границы дозволенного, для этого от вас требуются следующие шаги: 1. жестко обозначить свою позицию, 2. выразить свое недовольство неприемлемым поведением, 3. объяснить, какого поведения вы ожидаете, 4. следить за исполнением. Приведу пример: если вы против насилия над котом, вы, когда видите, что сын обижает кота, обозначаете это словами: «Я не разрешаю так обращаться с котом, его можно только ласкать и гладить! Я очень недовольна, что ты его обижаешь! – тем самым вы выражаете свои эмоции, обозначаете, что подобное поведение для вас не приемлемо, и предлагаете альтернативное, приемлемое поведение. Если ваш сын делает коту больно, вы обязательно вмешиваетесь, отводите ребенка в сторону, пресекаете агрессивное поведение – тем самым вы показываете, что вы не только говорите о том, как нужно себя вести, а как нет, но еще и следите за соблюдением ваших правил и не допустите насилия. В другой раз обязательно покажите, как именно общаться с животными допустимо, научите сына гладить кота, чесать за ухом, разговаривать с животным, кормить и т. п. Подобным же образом вы ведете себя во всех ситуациях, когда вам потребуется пресечь неприемлемое поведение сына, разумеется, это достаточно сложно для исполнения, необходимо практически постоянное внимание, последовательность и терпение, но со временем, мальчик поймет, что есть «железные» границы, нарушить которые невозможно, и потому не стоит даже пытаться. То же самое касается и истерик, если ребенок видит, что рано или поздно родителей можно взять «измором» и добиться желаемого, он будет использовать такой способ взаимодействия для того, чтобы добиться своего. Если он увидит, что то, что можно – можно и без истерик, а что нельзя – никогда нельзя и никакие вопли и скандалы добиться своего не помогут, то такая форма влияния на родителей как истерика отпадает сама собой как неэффективная.
Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог