Младший школьный возраст по значимости схож с младенчеством. Ребенок как бы вновь рождается, но теперь уже как часть коллектива. Мир воспринимается им теперь по-другому. Происходит переоценка всего, что он успел узнать. Все это - признаки очередного кризиса, но отнюдь не повод для паники. Взросление – великий труд. Маленькому человечку очень нужна ваша помощь. Каждый ребенок развивается по-своему, и теоретических знаний недостаточно. Главное для родителей в этот период быть внимательными и отзывчивыми.
Новый мир и новый я
Что же изменилось? В жизни малыша до сих пор главными были он и мама. Ну, еще бабушка, папа, дядя, но это на периферии. Но главное – мама, которая всегда может понять, подстроиться и главное, не перестать любить. А теперь в мире ребенка появляются посторонние люди. Да, они были и раньше. Но теперь ребенку хочется быть похожим на них, хочется одобрения и уважения. Для него становится важно то, как он выглядит в глазах окружающих. Происходит переоценка собственного я.
Дошкольник – это открытая книга. Все его эмоции, мысли и планы написаны на лице или выражаются словами и жестами. Ему нечего скрывать, он ярко реагирует на все, что происходит вокруг. Он не стесняется плакать, когда обижен, и расстраиваться, если проиграл. Но к семи годам он начинает видеть себя немного иначе. Как бы со стороны, глазами других людей. Оказывается, что не все, что он делает, нравится окружающим. Более того, не все, что он чувствует, нравится ему самому. Вот тут-то и начинается самое интересное: ребенок пытается вести себя не так, как ему на самом деле хочется.
Переоценка
Он отказывается от прежней модели поведения, при которой внутреннее я полностью совпадает с внешним. Теперь он пытается создать новую модель, при которой то, что внутри не всегда то же, что снаружи. Ребенок учится скрывать обиду, сдерживать радость, утаивать мысли, словом, контролировать себя. В его действиях появляется осознанность. Это главное новшество кризиса семи лет. Осознанные и контролируемые эмоции, действия – раньше ребенку это было не под силу.
Осознанность поступков и реакций это явный признак взросления. Но надо понимать, что навыков подобного поведения у ребенка еще нет. Он только начинает их вырабатывать. И поначалу поведение может казаться вам неестественным. Сегодня малыш серьезен и задумчив. Назавтра он вдруг становится невыносимым забиякой. То вдруг начинает капризничать, пробуя, работает ли старая модель. То начинает отвергать любые родительские наставления, намереваясь изменить целый мир.
Вранье
Ни в коем случае нельзя высмеивать эти попытки найти свой образ. Это может привести к отказу от поиска и потере интереса к самому себе. Ребенок исследует себя, испытывает новые возможности. Он непременно будет пробовать лгать. Порой безо всякой на то причины. Просто так, проверяя возможности данного инструмента. И как бы ни учили нас, что ложь – это плохо, нельзя набрасываться на ребенка с упреками только потому , что он врет. Причина одна: исследование и поиск. Он должен сам понять, что вранье – это плохо. Никакие доводы его не убедят.
Дети вообще воспринимают только поступки и реальные ситуации. Можно рассказать какую-нибудь историю о том, к какому плохому финалу привела чья-либо ложь. Можно и смоделировать ситуацию, в которой собственная ложь ребенка вылилась во что-то неприятное. Например: наврал по телефону, что не ел конфеты, я больше не купила, а пришли гости и всем не досталось. Или сказал, что не брал ножик, а я теперь не могу его найти (предварительно нашла его на подоконнике, где ему не должно лежать, и спрятала), придется поедание арбуза отложить, пока не найдется нож. Почему бы это? Не стоит делать вывод за ребенка. Он далеко не глуп. Пускай делает вывод сам, главное – подвести к этому.
Когда отдавать в школу
При всей самостоятельности и сознательности, малыш остается малышом. Этот мир слишком велик и многообразен даже для взрослого. А уж ребенку приходится из всех сил стараться шагать в ногу со взрослыми людьми, да при этом еще им нравиться.
Так уж получилось, что кризис семи лет находится рядом с еще одним поворотным моментом: началом школьной жизни. Часто возникает вопрос: «Когда отдавать ребенка в школу: раньше или позже?» Часто родители стараются подгадать так, чтобы выгодно сошлись внешние факторы: последующие периоды, такие как армия, институт и другие варианты развития судеб наших детей. Но эти причины вовсе не то, на что стоит обратить внимание родителям первоклашек. Важно не то, что будет через 11 лет, а то, что происходит сейчас. Сейчас маленький человек за один день изучает массу материала, складывая полученные знания в картину мира.
Школьный этап должен начинаться тогда, когда ребенок к нему готов, не раньше. Часто родители отдают детей учиться с шести лет, ссылаясь на то, что они у них умненькие, и читают уже, и пишут, и на двух языках говорят. Но дело вовсе не в этом. Тут важно именно то, прошел ли внутри ребенка переход к новому, социально-ориентированному я или он еще «вещь в себе».
Если ребенок еще не отделился от системы мама-я, и продолжает пребывать в состоянии, когда то, что снаружи и то, что внутри неотделимо, то попадание его в школьную среду может нанести серьезную травму. Школа требует от учеников прежде всего умения общаться, умения строить отношения и принимать мнение других наравне со своим. Это возможно только при умении ребенка контролировать свои эмоции и поступки. То есть от ученика требуется я осознанность поступков. Его реакции должны быть контролируемыми хотя бы на самом базовом уровне. Он должен понимать, что под него не могут подстроиться 30 одноклассников и учительница.
Дети, не прошедшие кризис семи лет, не в состоянии подстраиваться под процесс учебы. Они воспринимают приучение к дисциплине как насилие. Остро ощущая свою неполноценность рядом с более спокойными сверстниками, они начинают чувствовать себя изгоями, сильно переживать из-за постоянных замечаний, отставать в учебе, ведь все силы уходят на то, что бы более или менее соответствовать требованиям новой среды.
У таких детей часто наблюдается такое явление как детская мастурбация. Заметив подобные проявления, часть взрослых предпочитает не обращать внимание. Другие выбирают меры жесткого пресечения. Недопустим ни один, ни другой вариант. Детская мастурбация имеет особую природу – это компенсация. Если ребенок постоянно испытывает дискомфорт из-за бесконечных замечаний и упреков, ему естественно хочется как-то доставить себе удовольствие. Это позволяет хотя бы ненадолго забыть о проблемах, которые на него свалились. Бывает, что это происходит с ребенком прямо на уроке, как компенсация за то, что его постоянно одергивают и за то, что он не успевает записывать или понимать услышанное. Это вовсе не блажь. Это сигнал для учителей и для родителей.
Он означает, что ребенок катастрофически не справляется с эмоциональной нагрузкой и необходимо изменить подход к обучению. Компенсация такого рода, вырастая в привычку, накладывает плохой отпечаток на дальнейшую жизнь, особенно на интимную сферу. Не стыдите ребенка, не ругайте, откажитесь от нравоучений – от них никакого толку. Нужны реальные действия.
Родителям часто трудно признавать собственные ошибки. Но они должны порой это делать во благо своих детей. Да, бывает, что родители поторопились. И дай бог, чтобы тревожные признаки были вовремя замечены. Главное не отворачиваться от проблемы, а постараться ее решить. Скорее всего, это вызовет массу неудобств. Возможно, придется хотя бы на время перейти на домашнее обучение. Но неудобства рано или поздно подстраиваются под нас. А вот ребенка упустить – это страшно. И, как правило, необратимо. Признаки детской мастурбации можно заметить и в других ситуациях. Это явление достаточно распространенное и не всегда говорит о нарушениях. Я говорю о систематической компенсации связанной с учебной деятельностью.
Как известно, проблему легче предотвратить. Поэтому отдавая ребенка в школу, объективно отнеситесь к тому, готов ли он к обучению в коллективе. Умеет ли общаться со сверстниками? Умеет ли выполнять указания взрослых? Приучен ли к порядку? Умеет ли прилично себя вести? Все это – признаки осознанного поведения. Эти качества для начала обучения гораздо важнее, чем сами знания. Не настолько академично обучение в начальной школе. Оно выполняет другую функцию: мотивирует и дисциплинирует.
Один в поле не воин. Пока.
Новоприобретенная самостоятельность ребенка не должна вас обмануть. Вы ему по-прежнему очень нужны. Возможно даже больше, чем раньше. Ведь раньше вопросы были простыми: что надеть? Зачем чистить зубы? Почему дует ветер? Теперь ребенка стали волновать совершенно другие вопросы: Почему люди лгут? Зачем надо учиться? Что такое дружба? Почему люди умирают?
Ребенок не может сформулировать эти вопросы, но они все равно его волнуют. Он многого не понимает, но теперь уже не всегда спрашивает вас, надеясь на собственные силы. Родителям теперь придется вести свою работу менее навязчиво, исключив категоричность. Замечайте, что волнует ребенка и спрашивайте его сами. Доверие – основа воспитания в любом возрасте. Дайте ребенку понять, что он может вам доверять.
Учеба и требования других людей создают огромную нагрузку на новоявленного школьника. Ему просто необходима поддержка. Ни в коем случае не оставляйте подопечного наедине с его ученическими проблемами. Слишком велик риск отторжения из-за того, что все время что-то не получается. Обращайте внимание на то, что ребенок не понял, не услышал или пропустил. Эти «белые пятна» нужно вычислять и заполнять. Да, на это уйдет ваше время и терпение. Но если вы в раннем школьном возрасте воспитаете в ученике привычку успешности («У меня все получится!») и приучите к тому, что любая проблема разрешима, то вскоре он будет полон уверенности в своих силах и будет готов работать полностью самостоятельно.
Поступив в школу, ребенок не перестал быть маленьким. Ему по-прежнему необходимы чисто детские вещи: шутки, баловство, игры. Ни в коем случае не склоняйте малыша к тому, чтобы он был «взрослее» и «серьезнее». Он и так в школе целый день старается скрывать свои искренние чувства. И ему просто необходимо хоть иногда побыть просто ребенком.