Современное школьное образование в России переживает сложный процесс модернизации. Постоянно растущий объем информации, интенсивный темп жизни, конфликты со взрослыми и сверстниками провоцируют детские стрессы и неврозы, как следствие, могут создать неблагоприятную психологическую ситуацию в развитии детей. Потребность в психологическом сопровождении образовательной деятельности сделало профессию школьного психолога одной из самых востребованных.
Психолог призван создать комфортную атмосферу для учебы, для интеллектуального и нравственного развития ребенка.
Какие трудности в школе могут привести к психологическим проблемам у школьников?
• большой объем учебного материала;
• отсутствие мотивации к учебной деятельности, потеря интереса в процессе обучения;
• школьная тревожность;
• низкая самооценка, препятствующая успешности в учебе;
• конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми.
В «зону риска» попадают и одаренные дети, которые также нуждаются в психологической поддержке и индивидуальном подходе.
Как же решаются эти проблемы в школах Москвы? Каковы основные задачи работы школьной психолого-логопедической службы?
Приоритетной задачей является создание благоприятного психологического климата. С этой целью реализутся следующие виды деятельности:
• при поступлении ребенка в школу проводится собеседование с психологом и логопедом;
• осуществляются консультации с родителями и педагогами по вопросам обучения, выстраивается психологическая стратегия работы с каждым ребенком;
• проводится изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и оказывается комплексная психологическая помощь и поддержка учащихся на всех этапах развития и обучения.
Важное значение придается профилактике и коррекции устной и письменной речи у детей. Известно, что количество детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом и доходит до 80%. Это является одной из проблем, возникающих в процессе усвоения учебной программы по русскому языку. Специалист-логопед проводит коррекцию устной и письменной речи у детей, развивает на занятиях фонематическое восприятие, благодаря этому повышается способность усвоения общеобразовательных программ по предметам гуманитарного цикла.
Результаты работы психолого-логопедической службы используются педагогами в процессе обучения, что помогает им выстраивать гармоничные отношения с учениками, учитывая их индивидуальные особенности.